суббота, 23 июня 2012 г.

СЕКЦИЯ 1 Корнюшина Л. Г. Мировая юстиция: современное состояние и развитие в свете судебной реформы

МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И 
РАЗВИТИЕ В СВЕТЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ
Корнюшина Л. Г.
заместитель Председателя Иркутского областного суда
(г. Иркутск)

Возрождение мировой юстиции в современной России как следствие судебной реформы ведет свое начало с принятия в 1998 году федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». История создания современного института мировых судей в Иркутской области официально начинается 6 января 2000 года, со дня  вступления в силу Федерального закона  от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».      
Как все новое, институт мировых судей своим появлением поставил ряд вопросов, ответы на которые находились постепенно, а некоторые решаются до сих пор. Основные усилия были направлены на формирование нормативной и материально-технической базы для скорейшего введения судебных участков.  Колоссальная организационная работа была проведена в короткие сроки.  Первое назначение мировых судей в Приангарье состоялось 27 июня 2001 года.
Главной целью  восстановления данного  института являлась, с одной стороны, повышение доступности граждан к правосудию как наиболее эффективному и универсальному способу защиты своих прав и законных интересов, а с другой - максимальное приближение суда к населению.
Сегодня правосудие мировыми судьями в Иркутской области отправляется на  135 судебных участках. Многие мировые судьи служат Закону с самого основания мировой юстиции в регионе, некоторые начали свое служение Фемиде относительно недавно, но всех их объединяет одно – утверждение справедливости и законности.
Одной из главных проблем остается чрезвычайная высокая нагрузка мировых судей региона и их аппарата, которая достигла в 2011 году в среднем 206 дел в месяц. Однако во многих судебных участках мировые судьи ежемесячно рассматривают 250 – 300 и более дел и материалов. На некоторых судебных участках нагрузка достигает свыше 500 дел в месяц (судебные участки № 38 г. Ангарска, № 52 Братского района,  № 63 Иркутского района, 82 г. Саянска), свыше 1 000 дел (судебный участок   № 119).
Из общего количества всех рассмотренных судами  дел – 80 %  рассмотрено мировыми судьями. Так, в 2011 году мировыми судьями рассмотрено 292 329 дел, из них   9 656 - уголовных, 212 061- гражданских и 70 612 дел об административных правонарушениях.
Анализ деятельности мировых судей Иркутской области позволяет сделать вывод, что институт мировых судей сыграл положительную роль в становлении судебной власти региона. За более десятилетний период работы данный институт доказал свою состоятельность и способность решать задачи, которые ставились при его создании.
Мировые судьи - необходимое звено в судебной системе, без которого судебная система просто не выдержала бы потока всех обращений граждан.
А кто же такой современный мировой судья в России? Какие перспективы  развития мировой юстиции?
В обществе сформировался достаточно устойчивый стереотип: мировой  судья – это судья для рассмотрения «мелких» дел; нередко, при характеристике его статуса на этом обстоятельстве явно акцентируют внимание. Например, мировых судей отождествляют с должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению власти на местах, рассматривающими гражданские, несложные уголовные дела и дела об административных правонарушениях в упрощенном порядке. Вместе с тем, любой спор носит достаточно уникальный характер; кроме того, к числу подсудных мировому судье дел, отнесены такие, которые практически всегда вызывают значительные трудности при рассмотрении.  Так, на мировых судей лежит основная тяжесть работы по решению множества проблем, требующих вмешательства Фемиды в жизненно важные сферы: семейные, имущественные, налоговые споры, трудовые споры по своевременной выплате заработной платы, вопросы землепользования и многие другие и, что немаловажно, с особым акцентом на примирительные процедуры, на заключение мировых соглашений.
Что касается сферы уголовно-правовых отношений, то помимо дел частного обвинения многие, процессуально-значимые действия мировых судей также не совсем соответствует сложившемуся представлению об их «несложном» характере. В частности, мировые судьи вправе применить к обвиняемому, подсудимому, в случае, если дело находится в их производстве, такую меру пресечения как содержание под стражей. Думается, что сложность принятия такого решения, его влияние на права и свободы человека и гражданина здесь очевидны.
Качество отправления правосудия мировых судей улучшилось.  Так, если стабильность работы мировых судей по рассмотрению уголовных дел в 2009 году составляла – 63%, в 2010 году – 75%, по рассмотрению гражданских дел в 2009 году 86%, в 2010-2011 годах – 87%.
Безусловно, ныне существующий критерий эффективности правосудия, заключающийся в установлении числа ошибок, допускаемыми судами, не может быть единственным критерием оценки их работы, хотя он, в первую очередь, характеризует ее качество. Вместе с тем, актуальным, к примеру, является и неукоснительное соблюдение мировыми судьями процессуальных сроков рассмотрения дел, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Несмотря на такую колоссальную нагрузку, с нарушением установленных сроков мировыми судьями в 2011 году рассмотрено всего   0,7 %;  в 2010 году - 1,3 %;  в 2009 – 2,2 %, в 1 квартале 2012 года с нарушением установленных сроков рассмотрено   0,5 % дел.
Каким же видится выход из сложившейся ситуации? Какие проблемы требуют безотлагательного решения и что в первую очередь необходимо сделать для сохранения и совершенствования деятельности института мировых судей?
На мой взгляд, имеют место следующие основные проблемы деятельности мировой юстиции, требующие самого пристального внимания.
Это, прежде всего, решение вопросов оптимизации нагрузки мировых судей.  В этом направлении далеко еще не все сделано. Одним из методов решения данной проблемы, является упрощение процедур судебного разбирательства.
В отечественной судебной системе мировые судьи и федеральные суды ведут производство, руководствуясь одними и теми же процессуальными нормами. В связи с данными обстоятельствами перспективным направлением существенного снижения нагрузки на мировых судей может стать большее внедрение механизмов процессуальной экономии.
Представляется возможным также упростить процедуры разбирательства дел и изготовления документов. Например, допустить по некоторым категориям гражданских дел и дел об административных правонарушениях их рассмотрение без обязательного участия сторон, ведения протоколов судебных заседаний, законодательно закрепить достаточность вынесения только письменной резолютивной части судебных актов по таким делам.
Уменьшить нагрузку на мировых судей помогла бы точечная  модификация Кодекса об административных правонарушениях в части подведомственности дел судьям (часть 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Представляется , что в подведомственности судей уместно оставить только те административные составы, в санкции которых предусмотрены такие виды наказаний как административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, лишение специального права и конфискация орудий или предмета правонарушения.
Остальные административные составы из подведомственности судей следует вывести, поскольку их могут рассматривать соответствующие надзорные и контрольные органы.
Аналогичные меры можно применить и в отношении ряда уголовных составов, таких  как умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч.1 ст. 115 УК РФ), побои (ст. 116ч.1 УК РФ), которые подсудны мировым судьям, Указанные уголовные правонарушения следует перевести в категорию административных правонарушений, санкцией за совершение которых мог бы стать административный штраф или арест.
Практика последних лет показывает, что рассмотрение названных преступлений в порядке уголовного судопроизводства является крайне неэффективной, представляет собой длительную процедуру с отсутствием практически значимого результата, что в конечном счете влияет на сроки рассмотрения и нарушению прав потерпевших на  защиту от подобного рода посягательств.
Далеко не все проблемы разрешены и в сфере материально- технического обеспечения деятельности мировых судей.  Не все судебные участки имеют надлежаще оборудованные достойные помещения, компьютерное оборудование, своевременное обновление правовой базы.
 В большей степени необходимо совершенствовать формы и усилить судебный надзор и контроль над работой мировых судей со стороны районных и городских судов как вышестоящих судебных инстанций.
Кроме того, в ближайшем будущем продолжить работу по усовершенствованию мировой юстиции в области.  Она должна стать  в центре заботы и всеобщего внимания судейского сообщества, Правительства  Иркутской области и Законодательного Собрания региона.
Однако повышение эффективности и качества работы  мировых судей не обусловлены, разумеется, только влиянием органов государственной власти. Нуждаются в трансформации сами подходы к пониманию роли мировой юстиции на современном этапе,  имеет место потребность формирования такой концепции мирового правосудия, которая значительно повысит авторитет судов Иркутской области.
Перечисленные перспективы развития института мировой юстиции, на мой взгляд,  являются наиболее актуальными.
Вообще, за все время существования мировой юстиции в Иркутской области многое изменилось. Появились новые технологии, сформирован стабильный и квалифицированный кадровый состав участков мировых судей.  Сегодня можно говорить о том, что этот институт уже перерос требования 2001-2002 годов. Его деятельность направлена на доступность правосудия, эффективность, гласность и открытость системы. 
Вместе с тем предстоит решить еще множество задач, чтобы мировые судьи области могли осуществлять независимое, компетентное и качественное правосудие в современных цивилизованных условиях, достойных высокой миссии судебной власти субъекта Российской Федерации.
Сегодня российское право переживает период активного роста. Современное судопроизводство предполагает не только повсеместное внедрение информационных технологий, но и интеллектуальный аспект развития правосудия, который подразумевает под собой морально-этические качества всего судейского корпуса. Несмотря на все технические нововведения в судебной системе, главным в осуществлении правосудия остается опыт судьи, его знания, человеческие качества. Судейское   сообщество нуждается в людях, сочетающих в себе новое правопонимание и правоприменение, способность заслужить уважение граждан при любом исходе дела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий