суббота, 23 июня 2012 г.

СЕКЦИЯ 5 Анисимова У. С., Бахаев Д. С. Некоторые вопросы применения административного надзора

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
 Анисимова У. С.
 судья Усть-Илимского городского суда
(г. Иркутск)

 Бахаев Д. С.
 судья Усть-Илимского городского суда
(г. Иркутск)
Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее – Закон), безусловно, можно назвать долгожданным - депутатам Государственной Думы с момента внесения инициативной группой законопроекта потребовалось более пяти лет для его окончательного принятия. За это время, как следует из пояснительной записки к законопроекту, наметилась тенденция к росту рецидивной преступности. Так, в течение последних лет из мест лишения свободы ежегодно освобождается более 350 тыс. ранее судимых лиц. Ими совершается каждое пятое преступление. По мнению многих специалистов, одна из основных причин сложившейся ситуации - отсутствие законодательного закрепления и отлаженной четкой системы административного надзора за бывшими заключенными[1].
В связи с принятием Закона в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации введена Глава 26.2 Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Кроме того, внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях.
Из данного положения следует, что отношения по установлению административного надзора регулируются различными отраслями права. По своей правовой природе административный надзор является следствием осуждения лица к уголовному наказанию и отбытия этим лицом уголовного наказания. Такие условия носят уголовно-правовой и уголовно-исполнительный характер, а обязательным условием для установления административного надзора является наличие судимости непогашенной либо неснятой в установленном законом порядке.
Установление надзора это административное принуждение.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, в большей степени, связаны с ограничением осуществления (реализации) прав поднадзорных лиц.
В отношении кого будут применяться новые правила?
Административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей.[2]
Целью установления административного надзора является профилактика, предупреждение рецидива преступлений, оказание на освобожденных из мест лишения свободы, имеющих непогашенную либо неснятую судимость, индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Проанализировав положения статьи 3 Закона можно выделить следующие группы лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
К первой группе лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, законодатель относит совершеннолетнее лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего
при условии,
- если указанное лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
- если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Ко второй группе отнесены совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. Административный надзор в отношении таких лиц устанавливается безусловно, независимо от наличий оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона.
Вместе с тем статья 3 Закона не конкретизирует основания, по которым лицо освобождается из мест лишения свободы, не разграничивает отбыто ли наказание полностью, либо лицо освобождено от отбывания наказания условно-досрочно и не разграничивает категории лиц, в отношении которых может быть установлен административный надзор в зависимости от основания освобождения из мест лишения свободы.
Полное отбытие наказания представляет собой исчерпывающую реализацию кары в соответствии с приговором суда, в результате чего осужденный подвергается процессу уголовно-исполнительной (пенитенциарной) реабилитации в течение всего срока наказания.
Досрочное освобождение от отбывания наказания - это прекращение исполнения приговора до полной его реализации по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Досрочное освобождение от отбывания наказания производится либо в судебном порядке, либо на основании решения компетентных государственных органов (помилование, амнистия). При этом реабилитация осужденных имеет комплексный характер и состоит из уголовно-исполнительного процесса, судебной или внесудебной оценки личности осужденного.
Как правовой институт освобождение от отбывания лишения свободы - совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность органов, исполняющих наказания, по оценке личности осужденного и обстоятельств, позволяющих прекратить исполнение наказания, освободить такое лицо из учреждения и обеспечивать в отношении его постпенитенциарные меры.[3]
Целью института условно-досрочного освобождения является повышения эффективности контроля и предупреждения совершения рецидива преступлений.[4]
Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
Такими государственными органами являются в силу статьи 187 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей.
Как показывает практика Усть-Илимского городского суда при рассмотрении заявлений соответствующих должностных лиц об установлении административного надзора, суд какого-либо разграничения лиц по основанию освобождения не проводит. В большинстве случаев Усть-Илимским городским судом устанавливается административный надзор в отношении поднадзорных лиц предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона независимо от того отбыто ими наказание в связи исполнением приговора до полной его реализации, либо лицо освобождено от отбывания наказания условно-досрочно.
Несмотря на то, что целью института условно-досрочного освобождения и административного надзора являются эффективность контроля и предупреждения совершения рецидива преступлений правовые последствия нарушения общественного порядка для поднадзорных лиц различные.
При условно-досрочном освобождении на лицо возлагаются определенные ограничения и обязанности, в случае не соблюдения которых может быть постановлен вопрос об отмене условно – досрочного освобождения и исполнения оставшейся не отбытой части наказания.
В случае установления административного надзора в отношении поднадзорного лица устанавливаются такие административные ограничения как запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
На практике, в большинстве случаев в суд обращаются должностные лица органов внутренних дел с заявлениями об установлении административного надзора в период условно-досрочного освобождения поднадзорных лиц.
Так решением Усть-Илимского городского суда от 01 декабря 2011 года установлен административный надзор отношении гражданина Г., осужденного 27 мая 2004 года по части 3 статьи 30, части 4 статьи 166 с применением статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 годам лишения свободы, освобожденного 23 августа 2010 года из мест лишения свободы условно-досрочно на 6 месяцев.[5]
Вместе с тем представляется, что административный надзор в отношении такой категории лиц можно установить лишь по окончании периода условно – досрочного освобождения.
Примером тому может служить решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 28 апреля 2012 года по делу № 2-881/2012. Так, с заявлением об установлении административного надзора в отношении Л., осужденного 20 октября 2005 года по части 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам лишения свободы, освобожденного 01 декабря 2008 года от дальнейшего отбывания наказания условно-досрочно на 1 год 9 месяцев 29 дней обратилось должностное лицо по окончании периода условно – досрочного освобождения.[6]
Со дня принятия Закона Усть-Илимским городским судом рассмотрено незначительное количество дел, что, скорее всего, свидетельствует о том, что соответствующими уполномоченными на то органами не в полной мере используется административный надзор в качестве меры по профилактике рецидивной преступности, а также тем, что в Законе отсутствует порядок его реализации и Закон не раскрывает содержание и формы профилактического воздействия на тех, кто преступил закон и понес за это наказание.

Список  литературы.
1. Конституция Российской Федерации, (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 23.04.2012).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012).
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 03.05.2012).
5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». 
6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
7.  Актуальные вопросы теории и практики применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к осужденным, страдающим наркотической зависимостью. Долгополов Д.В.//"Российский судья". 2011. N 5. С. 12.
8. Васильев Ф.П., Майдыков А.А., Миронов А.Н. Что нам совершенствовать, чтобы исполнить Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"? // Административное право и процесс. 2011. N 11. С. 31 - 35.
9. Васильев Ф.П., Миронов А.Н., Майдыков А.А. Правовое регулирование осуществления административного надзора // Административное право и процесс. 2011. N 10. С. 36 - 40.
10. Гармаш А., Аносов М., Косихин Д., Папашвили Ю. Освобождение – для каждого свой срок. //"ЭЖ-Юрист". 2012. № 8. С.14
11. Косихин Д. Бывший осужденный, пройдите на регистрацию // ЭЖ-Юрист. 2011. N 37. С. 10.
12. Тепляшин П.В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2011. N 10. С. 16 - 19.
13. Фильченко А.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования // Административное право и процесс. 2012. N 2. С. 54 - 57.
14. Решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 01 декабря 2011 года по делу № 2-3584/2011.
15. Решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 28 апреля 2012 года по делу № 2-881/2012.

[2] (подп. 1 ч. 1 ст. 1. Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»//Российская газета. -  № 75. -08.04.2011.
[3] Гармаш А., Аносов М., Косихин Д., Папашвили Ю. Освобождение - для каждого свой срок //"ЭЖ-Юрист". - 2012. - N 8. - С. 14.
[4] Долгополов Д.В Актуальные вопросы теории и практики применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к осужденным, страдающим наркотической зависимостью//Российский судья. - 2011. - N 5. - С. 12.
[5] Архив Усть-Илимского городского суда Иркутской области, дело № 2-3584/2011.
[6] Архив Усть-Илимского городского суда Иркутской области, дело № 2-881/2012.

Комментариев нет:

Отправить комментарий