НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
Анисимова У. С.
судья Усть-Илимского городского суда
(г. Иркутск)
Бахаев Д. С.
судья Усть-Илимского
городского суда
(г. Иркутск)
Федеральный закон
от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы" (далее – Закон), безусловно, можно
назвать долгожданным - депутатам Государственной Думы с момента внесения
инициативной группой законопроекта потребовалось более пяти лет для его
окончательного принятия. За это время, как следует из пояснительной записки к
законопроекту, наметилась тенденция к росту рецидивной преступности. Так, в
течение последних лет из мест лишения свободы ежегодно освобождается более 350
тыс. ранее судимых лиц. Ими совершается каждое пятое преступление. По мнению
многих специалистов, одна из основных причин сложившейся ситуации - отсутствие
законодательного закрепления и отлаженной четкой системы административного
надзора за бывшими заключенными[1].
В связи с принятием Закона в
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации введена Глава 26.2 Производство
по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы. Кроме того, внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации,
в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в Кодекс Российской
Федерации об Административных правонарушениях.
Из данного положения следует, что отношения по
установлению административного надзора регулируются различными отраслями права.
По своей правовой природе административный надзор является следствием осуждения
лица к уголовному наказанию и отбытия этим лицом уголовного наказания. Такие условия
носят уголовно-правовой и уголовно-исполнительный характер, а обязательным
условием для установления административного надзора является наличие судимости непогашенной
либо неснятой в установленном законом порядке.
Установление надзора это административное принуждение.
Административные ограничения, устанавливаемые при
административном надзоре, в большей степени, связаны с ограничением осуществления
(реализации) прав поднадзорных лиц.
В отношении кого будут применяться
новые правила?
Административный надзор - это
наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест
лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а
также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей.[2]
Целью установления административного надзора является
профилактика, предупреждение рецидива преступлений, оказание на освобожденных
из мест лишения свободы, имеющих непогашенную либо неснятую судимость, индивидуального
профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных
интересов.
Проанализировав положения
статьи 3 Закона можно выделить следующие группы лиц, в
отношении которых устанавливается административный надзор.
К первой
группе лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор,
законодатель относит совершеннолетнее
лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы и имеющее
непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого
преступления;
2) преступления при рецидиве
преступлений;
3) умышленного преступления в
отношении несовершеннолетнего
при условии,
- если указанное лицо в период
отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем
установленного порядка отбывания наказания;
- если лицо, отбывшее уголовное
наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую
судимость, совершает в течение одного года два и более административных
правонарушения против порядка управления и (или) административных
правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Ко второй группе отнесены совершеннолетние
лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие
непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой
неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение
преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Административный надзор в отношении таких лиц устанавливается безусловно,
независимо от наличий оснований, предусмотренных частью 3
статьи 3 Закона.
Вместе с тем статья 3 Закона не
конкретизирует основания, по которым лицо освобождается из мест лишения свободы,
не разграничивает отбыто ли наказание полностью, либо лицо освобождено от
отбывания наказания условно-досрочно и не разграничивает категории лиц, в
отношении которых может быть установлен административный надзор в зависимости
от основания освобождения из мест лишения свободы.
Полное отбытие наказания представляет
собой исчерпывающую реализацию кары в соответствии с приговором суда, в
результате чего осужденный подвергается процессу уголовно-исполнительной
(пенитенциарной) реабилитации в течение всего срока наказания.
Досрочное освобождение от отбывания
наказания - это прекращение исполнения приговора до полной его реализации по
основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Досрочное освобождение от
отбывания наказания производится либо в судебном порядке, либо на основании
решения компетентных государственных органов (помилование, амнистия). При этом
реабилитация осужденных имеет комплексный характер и состоит из
уголовно-исполнительного процесса, судебной или внесудебной оценки личности
осужденного.
Как правовой институт освобождение от
отбывания лишения свободы - совокупность правовых норм, регламентирующих
деятельность органов, исполняющих наказания, по оценке личности осужденного и
обстоятельств, позволяющих прекратить исполнение наказания, освободить такое лицо
из учреждения и обеспечивать в отношении его постпенитенциарные меры.[3]
Целью института условно-досрочного освобождения
является повышения эффективности контроля и предупреждения совершения рецидива
преступлений.[4]
Контроль за поведением лица,
освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то
специализированным государственным органом,
а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
Такими государственными органами
являются в силу статьи 187 Уголовно-исполнительного кодекса Российской
Федерации уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно
осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их
воинских частей.
Как показывает практика Усть-Илимского
городского суда при рассмотрении заявлений соответствующих должностных лиц об
установлении административного надзора, суд какого-либо разграничения лиц по основанию
освобождения не проводит. В большинстве случаев Усть-Илимским городским судом
устанавливается административный надзор в отношении поднадзорных лиц предусмотренных
частью 3 статьи 3 Закона независимо от того отбыто ими наказание в связи
исполнением приговора до полной его реализации, либо лицо освобождено от
отбывания наказания условно-досрочно.
Несмотря на то, что целью института
условно-досрочного освобождения и административного надзора являются
эффективность контроля и предупреждения совершения рецидива преступлений правовые
последствия нарушения общественного порядка для поднадзорных лиц различные.
При условно-досрочном освобождении на
лицо возлагаются определенные ограничения и обязанности, в случае не соблюдения
которых может быть постановлен вопрос об отмене условно – досрочного
освобождения и исполнения оставшейся не отбытой части наказания.
В случае установления
административного надзора в отношении поднадзорного лица устанавливаются такие
административные ограничения как запрещение пребывания в определенных местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в
них; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом
жительства, либо пребывания в определенное время суток; запрещение выезда за
установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех
раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для
регистрации.
На практике, в большинстве случаев в
суд обращаются должностные лица органов внутренних дел с заявлениями об
установлении административного надзора в период условно-досрочного освобождения
поднадзорных лиц.
Так решением Усть-Илимского
городского суда от 01 декабря 2011 года установлен административный надзор отношении
гражданина Г., осужденного 27 мая 2004 года по части 3 статьи 30, части 4
статьи 166 с применением статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7
годам лишения свободы, освобожденного 23 августа 2010 года из мест лишения
свободы условно-досрочно на 6 месяцев.[5]
Вместе с тем представляется, что административный
надзор в отношении такой категории лиц можно установить лишь по окончании
периода условно – досрочного освобождения.
Примером тому может служить решение
Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 28 апреля 2012 года по делу
№ 2-881/2012. Так, с заявлением об установлении административного надзора в
отношении Л., осужденного 20 октября 2005 года по части 1 статьи 111 Уголовного
кодекса Российской Федерации к 5 годам лишения свободы, освобожденного 01
декабря 2008 года от дальнейшего отбывания наказания условно-досрочно на 1 год
9 месяцев 29 дней обратилось должностное лицо по окончании периода условно –
досрочного освобождения.[6]
Со дня принятия Закона Усть-Илимским
городским судом рассмотрено незначительное количество дел, что, скорее всего,
свидетельствует о том, что соответствующими уполномоченными на то органами не в
полной мере используется административный надзор в качестве меры по
профилактике рецидивной преступности, а также тем, что в Законе отсутствует порядок
его реализации и Закон не раскрывает содержание и формы профилактического
воздействия на тех, кто преступил закон и понес за это наказание.
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации, (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской
Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 23.04.2012).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от
13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012).
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской
Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 03.05.2012).
5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 66-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы».
7. Актуальные
вопросы теории и практики применения условно-досрочного освобождения от
отбывания наказания к осужденным, страдающим
наркотической зависимостью. Долгополов Д.В.//"Российский судья".
2011. N 5. С. 12.
8. Васильев Ф.П., Майдыков А.А., Миронов А.Н. Что нам
совершенствовать, чтобы исполнить Федеральный закон "Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"? //
Административное право и процесс. 2011. N 11. С. 31 - 35.
9. Васильев Ф.П., Миронов А.Н., Майдыков А.А.
Правовое регулирование осуществления административного надзора //
Административное право и процесс. 2011. N 10. С. 36 - 40.
10. Гармаш А., Аносов М., Косихин Д., Папашвили Ю. Освобождение
– для каждого свой срок. //"ЭЖ-Юрист". 2012. № 8. С.14
11. Косихин Д. Бывший осужденный, пройдите на
регистрацию // ЭЖ-Юрист. 2011. N 37. С. 10.
12. Тепляшин П.В. Административный надзор за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2011. N 10. С. 16 - 19.
13. Фильченко А.П. Административный надзор за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы
законодательного регулирования // Административное право и процесс. 2012. N 2.
С. 54 - 57.
14. Решение Усть-Илимского городского суда Иркутской
области от 01 декабря 2011 года по делу № 2-3584/2011.
15. Решение Усть-Илимского городского суда Иркутской
области от 28 апреля 2012 года по делу № 2-881/2012.
[2] (подп. 1 ч. 1
ст. 1. Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»//Российская газета.
- № 75. -08.04.2011.
[3] Гармаш А., Аносов М., Косихин Д., Папашвили Ю. Освобождение
- для каждого свой срок //"ЭЖ-Юрист". - 2012. - N
8. - С. 14.
[4] Долгополов Д.В Актуальные
вопросы теории и практики применения условно-досрочного освобождения от
отбывания наказания к осужденным, страдающим
наркотической зависимостью//Российский судья. - 2011. - N 5. - С.
12.
[5] Архив Усть-Илимского городского суда Иркутской
области, дело № 2-3584/2011.
[6] Архив Усть-Илимского городского суда Иркутской
области, дело № 2-881/2012.
Комментариев нет:
Отправить комментарий