суббота, 23 июня 2012 г.

СЕКЦИЯ 5 Ветошкина Е. Г. Изучение исторических основ отечественного судебного правотворчества - необходимая методологическая составляющая судебной реформы в современной России

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОСНОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СУДЕБНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА - НЕОБХОДИМАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ветошкина Е. Г.
Аспирант  НОУ ВПО "Сибирская академия права, 
экономики и управления"
(г. Иркутск)
Эффективное и результативное осуществление любых преобразований, включая и проведение судебной реформы, представляется не возможным без выявления и учета закономерностей исторического развития как самого процесса, лежащего в основе преобразования, так и других факторов (обстоятельств), способных оказать влияние на содержание этих преобразований. Применительно к судебной реформе такими факторами (обстоятельствами) следует отнести исследование проблемы допустимости судебного правотворчества в отечественном правовом пространстве в ее историческом аспекте. Как известно, в настоящее время одним из наиболее дискуссионных вопросов теоретического учения о формальных (юридических) источниках отечественного права является вопрос о возможности признания таковыми судебных решений[1], который, в свою очередь, выступает частью более общей проблемы допустимости судебного правотворчества в российской правовой системе. Соглашаясь с мнением К.В. Ображиева[2], следует констатировать определенный застой в исследовании вопроса о возможности судебного правотворчества в современной России, который проявляется в том, что каждая из сторон дискуссии использует давно известные аргументы. В результате в научной и учебной юридической литературе достаточно традиционным стало указание на то, что по данному вопросу «единство мнений до сих не достигнуто», и можно сказать, сформировалось убеждение в принципиальной неразрешимости проблемы. Но так ли это самом деле? И на сколько эта проблема вообще является реальной? Может никакой проблемы и вовсе не существует и все споры беспочвенны? Ответить на эти вопросы, не уделяя внимания историческому аспекту невозможно. Его игнорирование приводит к фрагментарному характеру исследования, не позволяет сформировать целостную картину видения проблемы, обеспечить надлежащей глубины и полноты ее исследования, и как следствие этого порождает почву для дискуссий. Между тем данная проблема носит ярко выраженный комплексный характер и обращение к урокам прошлого, историко-правовому опыту может стать тем заветным ключом, который позволит понять пути ее решения и обнажит необходимый потенциал для успешного проведения политико – правовых преобразований, включая и судебную реформу, формирования надлежащего представления о роли суда и его функциях в правотворческом процессе в Российском государстве, исходя из исторических традиций.
В этом плане значимым представляется возрастание числа публикаций, посвященых вопросам эволюции развития судебного правотворчества в отечественном правовом пространстве. При этом каждый автор исследует проблему в том историческом этапе, который ему интересен. Отсутствие единого подхода к вопросам периодизации представляется нормальным. Поскольку любая периодизация условна и выделение тех или иных периодов в большей степени определяется целями исследованиями.
В рамках нашего исследования мы предложили бы использовать качественно иной подход к определению  наиболее значимых в правовом плане вехах исторического развития проблемы судебного правотворчества в России, охватывающих период от Киевской Руси до распада СССР. Его своеобразие заключается в том, что уже из предлагаемого обозначения определенного исторического этапа следует та непосредственная роль и значение, которые оказала судебная практика на развитие отечественного права в данный промежуток времени:
1. Дореволюционный период
1.1.  Княжеские уставы и приговоры – источники Древнерусского государства (IX – нач. XII в.).
1.2.  Судебная практика на рубеже XII - XVI веков: основа формирования Судебника 1497 г. и регулятор общественных отношений по Судебнику 1550 г.
1.3.   Историческая роль судебной практики при составлении Соборного Уложения 1649 г.
1.4.    Судебная практика в эпоху Петровских преобразований.
1.5. Противоположный результат внедрения идеи о недопустимости судебного правотворчества в эпоху властвования Екатерины II и при  Александре I.
1.6. Значение судебной реформы XIX века для исследования проблемы судебного правотворчества в России: состояние законодательства и юридической науки.
2. Послереволюционный период: октябрь 1917г. – до образования СССР (1922г.) – время «революционно-пролетарской» судебной практики.
3. Создание Верховного Суда СССР. Правовое значение его полномочия по даче руководящих разъяснений (указаний) на этапе 1922-1980 – е гг.
3.1. Разъяснения Верховного Суда СССР – самостоятельный подзаконный акт в 1922-1950 гг.
3.2. 1960 – 1980 –е гг. – период противоречий между доктринальными и прикладными аспектами проблемы.
Предложенный вариант периодизации и анализ каждого из указанных этапов с очевидностью свидетельствует, что на протяжении всей истории становления государства Российского и до распада СССР судебная практика играла важную роль в развитии права, судебный прецедент, термин, известный еще дореволюционному праву России, оказывал значительное влияние не только на правоприменительную практику, но и непосредственно на формирование институтов отечественного права, а правотворческие полномочия судов находили свое реальное подтверждение на практике и юридической науке.
Сегодня, когда общество и государство стали еще более сложными, многоуровневыми институтами, когда одна законодательная власть не способна решить всех возникающих проблем, а исполнительная власть тоже не всегда может быстро и правильно отреагировать на возникающие коллизии, когда на конституционном уровне закреплен принцип разделения властей и признана их самостоятельность, в связи с дальнейшим проведением судебной реформы[3] усвоение уроков прошлого представляется абсолютно необходимым. Поскольку они приводят к следующим важным выводам:
1. Отрицание судебного правотворчества (а вместе с ним судебной практики, судебного прецедента как источников российского права), как явления чуждого отечественному праву, противоречит историческому развитию указанной проблемы. В этой связи затянувшаяся дискуссия о допустимости судебного правотворчества в России и соответствующем расширении круга источников права является беспочвенной и настало время ее прекратить.
2. Если изначально в рамках упомянутой дискуссии отрицание возможности судебного правотворчества связывалось с сугубо правоприменительной, а не правотворческой сущностью судов в России, то историей подтверждается, что само судебное правоприменение требует наделения судов функциями нормотворчества. Довольно часто возникают ситуации, когда, с одной стороны, нет достаточных правовых оснований для разрешения возникшего конфликта из-за пробелов в законодательстве, а с другой – невозможно отложить судебное разбирательство до устранения неполноты, противоречивости, неясности законодательной регламентации соответствующих правоотношений, и тем более, недопустимо отказать в правосудии, реализации права на судебную защиту.
В результате перед судом встает извечный вопрос бытия: «Что делать?» С высказываемым в литературе мнением о том, что в данном случае правоприменителю следует немедленно обратиться в правотворческий орган, чтобы обеспечить оперативное решение каждого сложного вопроса[4], трудно согласиться. Последний путь можно было бы признать идеальным с точки зрения юридической чистоты, если бы он не был при этом столь идеалистичным. Ни специфика государственной деятельности, ни многоуровневость правовой системы, с учетом потребности в достаточно быстром разрешении конкретных правовых конфликтов, не обеспечивают условий для этого. Это подтверждает и наша история: процедура обращения правоприменителя в каждом случае неясности закона в соответствующий правотворческий орган предусматривалась Сводом законов Российской империи и была отменена в ходе реформы 1864 г. как не оправдавшая себя[5]. Но в той же отечественной истории (а не только исходя из исторического опыта зарубежных демократических стран) можно найти и своеобразный рецепт выхода из подобных ситуаций - через признание судебного правотворчества. Судья, столкнувшись с правовой проблемой, вынужден решать ее самостоятельно, иначе правоприменительный процесс окажется заблокированным. Более того, другим важным аспектом представляется то, что, сталкиваясь с недостатками законодательства, суд не только может, но и должен их преодолевать, иначе его деятельность станет не просто неэффективной, а приведет к результатам, противоположным тем, которые от него вправе ожидать общество: он будет не защищать права, а способствовать их нарушениям.
Таким образом, судебное правотворчество представляет собой исторически сложившуюся, объективно необходимую реальность.
3. Наличие правотворческих полномочий у суда представляет собой также объективное подтверждение подлинной самостоятельности суда в системе разделения властей.
Данным историческим выводом подтверждается, что именно судебная власть, восполняя и уточняя нормативные акты, признавая незаконные акты недействующими и направляя законодателя на принятие новых и исправление действующих законов, обеспечивающих существующий в обществе и государстве порядок, может осуществлять эффективный контроль за другими ветвями власти.
Таким образом, именно правотворческие полномочия представляются особо значимыми для выполнение поставленной перед судебно-правовой реформой задачи по утверждению судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной[6], поскольку обеспечивают достижение необходимого равенства суда с другими ветвями власти в потенциале регулятивного воздействия на всю сферу правовых отношений в обществе, на деятельность самого государства по установлению нормативных предписаний. Это служит основной идее правового государства - ограничению государства правом, в данном случае посредством судебного решения, судебного усмотрения, судебного влияния на законодательные нормы.
4. Необходимо не отрицание правотворческих полномочий судов, а научное обоснование в виде доктрины судебного правотворчества, а точнее ее дальнейшее совершенствование на основе «хорошо забытых старых взглядов» и исходя из современных условий. Как представляется, основные концептуальные положения этой доктрины заключаются в учении о конституционных основах судебного правотворчества; о его субъектах и принципах; о критериях и границах судебного правотворчества; о его формах и правилах их применения. При этом формирование указанной доктрины потребует переосмысления таких общетеоретических проблем как толкование права, источники права и, как следствие, - изменения традиционных подходов к их классификации.
5. Проблема эта должна найти прямое законодательное регулирование, обеспечивающее реализацию закрепленного принципа  разделения властей – конституционной основы судебного правотворчества. Поскольку ни ее огульное отрицание, ни ее научная разработанность, ни ее молчаливое признание не способны сами по себе создать необходимую основу для эффективного осуществления судом полномочий в этом направлении.
Не разделяя высказанного в литературе мнения о том, что в официальном признании правотворческих полномочий судов нет особой надобности, поскольку и без такого признания они на протяжении многих десятилетий фактически используются в этом качестве[7], важно подчеркнуть: ситуация, когда судебное правотворчество de jure не признано, а de facto существует, имеет мало общего с законностью и чревата серьезными нарушениями прав человека.
Опираясь на историю, полагаем необходимым в плане совершенствования современного законодательства предложить следующее:
1) предусмотреть дальнейшее развитие конституционно-правового статуса судебной власти;
2) легально закрепить право судов на нормотворчество не только в случаях пробелов, как это указано в ГК РФ, но и в случаях неясности и противоречивости законодательства (похожие правила содержались в дореволюционном российском и в первые годы в послереволюционном советском законодательстве);
3) установить, что разъяснения Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ являются обязательными, рассчитаны на неоднократное применение и распространяются на неопределенный круг лиц;
4) подробно регламентировать праворазъяснительную деятельность Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ, восприняв и даже увеличив ту степень подробности регулирования, которая свойственна «старому» Закону РСФСР «О судоустройстве в РСФСР» (в отношении Верховного Суда РСФСР);
5) более подробно регламентировать деятельность Конституционного Суда РФ (показательно, что, к примеру, вопросу толкования Конституции РФ в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» сейчас посвящено всего 2 статьи: право на обращение в суд и обязательность решений суда);
6) определить «правила толкования» и для иных судов, чтобы поставить под легальный контроль их правотворческую деятельность (следует отметить, что эта  проблема комплексного, межотраслевого характера, т.к. соответствующие правила неизбежно будут различаться в разных отраслях права).
В заключение отметим: детальный исторический анализ проблемы судебного правотворчества позволяет правильно оценить уровень развития современной правовой жизни и перспективы ее совершенствования, выявить сильные и слабые стороны проводимых сегодня в стране преобразований, что, в свою очередь, может скоординировать ход судебной реформы, направить ее в нужное русло.

[1] В настоящей работе термины «судебные решения», «судебная практика», «судебный прецедент» употребляются, не вдаваясь в научную проблематику о их содержании.
[2] Ображиев К.В. Судебное толкование и судебное нормотворчество: проблемы соотношения // Журнал российского права. 2010. № 3. С. 98 - 103.
[3] Начало судебной реформы связывается с одобрением 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР Концепции судебной реформы в РСФСР, которая предусматривала создание правового государства, реальное разделение властей, а ядром судебной реформы выступает преобразование суда и процесса, под знаком и во имя которых коренным образом обновляются институты права. См.: О Концепции судебной реформы в РСФСР : постановление ВС РСФСР от 24 окт. 1991 г. № 1801-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[4] См., напр.: Аверин А.В. Правоотношение и судебная практика. Саратов, 1994. С. 11, 18; Уголовное право России / А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. Т. 1. С. 49.
[5] Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 500 – 501 ; Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1999. С. 141 – 142.
[6] О Концепции судебной реформы в РСФСР : Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[7] Сегодня источниками российского права de facto признаются решения Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе его правовые позиции), постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые принимаются по вопросам разъяснения законодательства и обобщения судебной практики. В отдельную группу таких судебных решений следует также выделить решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам о признании нормативных правовых актов не соответствующими закону.

Комментариев нет:

Отправить комментарий