ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ
КОНФИДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иванов В. В.
аспирант кафедры уголовного процесса,
криминалистики и правовой информатики
Балтийского федерального университета им. И. Канта
(г. Калининград)
Проводимая в настоящее время в Российской Федерации судебная реформа, в том
числе и в сфере уголовного судопроизводства, создала новые институты, ранее не
известные советскому праву, в том числе и советскому уголовному процессу. Из
числа новых институтов, мы можем выделить достаточно важный институт
государственной защиты.
Принятые федеральные законы: «О государственной защите судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих органов» [1]; а также «Модельный закон
о государственной защите свидетелей, потерпевших и других лиц, содействующих
уголовному судопроизводству»[2], на наш взгляд не в полной мере учитывают
специфику и особенности расследования преступлений, совершенных с участием
иностранных граждан. Как известно, преступность не имеет границ, а преступники
не имеют национальности. Развитие транснациональной преступности, укрепление и
наращивание ее связей по всему миру, является сегодня достаточно серьезной
проблемой для правоохранительных органов. В то же время, значительной проблемой
для правоохранительных органов, расследующих уголовные дела, связанные с
транснациональной преступностью, является наличие по уголовному делу
иностранных свидетелей, и особо – свидетелей, данные о которых должны быть
сохранены в тайне, т.е. свидетелей – конфидентов.
Анализ УПК РФ свидетельствует о том, что нормы о процессуальных мерах
безопасности участников процесса и их близких далеко не всегда удачны. Закон
предусматривает применение специальных мер и средств защиты к лицам, заявившим
в правоохранительный орган о преступлении либо иным образом участвовавшим в
обнаружении, предупреждении, пресечении или раскрытии преступления, а также к
иным участникам процесса. Меры безопасности могут применяться также в отношении
близких родственников защищаемых. К числу мер обеспечения безопасности
свидетелей закон относит: неразглашение органами предварительного расследования
сведений о личности защищаемого лица; организацию закрытого судебного
разбирательства; обеспечение личной охраны, охраны жилища и имущества; контроль
телефонных переговоров охраняемого лица; выдачу данной категории граждан
средств связи, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об
опасности, а в отдельных случаях и оружия; замену документов и изменение
внешности; переселение; изменение места работы или учебы; временное помещение в
место, обеспечивающее безопасность.
И.А. Мищенкова предлагает, по опыту США и других развитых стран создать
постоянно действующую специализированную службу по защите участников уголовного
судопроизводства в структуре МВД РФ, назвав ее службой безопасности свидетелей,
имея в виду, что Закон «О государственной защите свидетелей, потерпевших и
других лиц, содействующих уголовному судопроизводству» возлагает обязанность по
обеспечению безопасности свидетеля на разные государственные органы, а после
завершения производства по делу реализация этих мер не регламентирована. [3]
Полагаем необходимым отметить, что указанное предложение достаточно давно уже
реализовано, и в системе МВД РФ действуют подразделения по защите свидетелей.
Для обеспечения мер безопасности, применяемых при производстве отдельных
следственных действий, на наш взгляд, необходимы изменения законодательства.
Так, при предъявлении для опознания, следует внести изменения в ч.5 ст.193 УПК
РФ и в качестве оснований проведения опознания по фотографии, рассматривать не
только невозможность предъявления лица, но и обеспечение безопасности
опознающего, так как при непосредственном контакте защищаемого иностранного
лица, например, при очной ставке, предъявлении для опознания, увеличивается
степень психического давления, а страх и опасения защищаемого иностранного лица
зачастую приводят к отказу от дачи показаний или к даче заведомо ложных
показаний.
Для обеспечения мер безопасности, применяемых на различных стадиях
уголовного судопроизводства, в качестве самостоятельных мер безопасности
предлагается рассматривать уведомление и учёт мнения защищаемых лиц при
принятии процессуальных решений, связанных с мерой пресечения, прекращением
производства по делу по не реабилитирующим основаниям и при других
обстоятельствах. В стадии судебного разбирательства для обеспечения
безопасности участников процесса из числа иностранных лиц, необходимо
предусмотреть принятие мер организационного характера, таких как запрет доступа
в зал отдельным лицам по мотивам обеспечения безопасности участников процесса;
проверка документов и досмотр на предмет обнаружения оружия у лиц, желающих
присутствовать в зале суда; организация безопасных комнат ожидания для
свидетелей и потерпевших в помещении суда, размещение этих лиц в самом зале
суда в зоне, не доступной для подсудимых и присутствующих лиц и других мер, на
необходимость и возможность которых указывалось ранее в специальной литературе.
Считаем необходимым закрепить на законодательном уровне, в том числе и путем
внесения изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство,
комплекс мероприятий, способствующий в полной мере реализовать меры
безопасности для участников уголовного судопроизводства, содействующих
правосудию, являющихся иностранными гражданами. Среди этого комплекса, могут
быть и такие, как возможность прекращения в отношении иностранного лица,
совершившего преступление, уголовного преследования в связи с деятельным
раскаянием и заключением соглашения о досудебном сотрудничестве, по делам о
преступлениях, совершенных организованными группами или преступными
сообществами (организациями), допрос защищаемого лица в условиях нахождения его
вне зала судебного заседания, исключающих его визуальное наблюдение другими
участниками судебного разбирательства; предупреждение переводчика об
ответственности за разглашение отдельных сведений, ставших ему известных в
связи с осуществляемым переводом, в том числе и данных о половой принадлежности
защищаемого лица, показания которого переводил переводчик. При осуществлении
допроса свидетеля – конфидента в условиях, исключающих визуальное наблюдение,
подсудимые, а также их защитники будут слышать лишь только голос переводчика,
поэтому, как мы считаем, предупреждение переводчика об ответственности является
обязательным элементом защиты.
Имеется и проблема отсутствия методики осуществления государственной защиты
свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, содействующих
правосудию. Так, на наш взгляд, осуществление государственной защиты свидетелей
– конфидентов, а также потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц,
содействующих правосудию, являющихся иностранными гражданами – это комплекс
мероприятий, состоящий в том числе и из действий, способных в той или иной мере
ограничить права личности. При этом в обязательном порядке должен быть исключен
шаблонный подход, зачастую свойственный сотрудникам правоохранительных органов
при осуществлении мер по государственной защите.
Возможно, что создавшаяся на практике ситуация связанна с недостаточной
разработанностью научно-обоснованных методических рекомендаций по применению
мер безопасности к участникам уголовного судопроизводства, и в целом,
сотрудники правоохранительных органов РФ оказались слабо подготовленными к
действиям, связанным с государственной защитой подозреваемых, обвиняемых и
других лиц, содействующих правосудию, являющихся иностранными гражданами.
Следует согласится с предложениями В.И. Крайнова о целесообразности
разработки и внедрения в практику методических рекомендаций о порядке
реализации мер безопасности в отношении защищаемых лиц, направленные на
формирование единых механизмов и алгоритмов практического применения мер
государственной защиты путём создания межведомственной рабочей группы под
эгидой Генеральной прокуратуры Российской Федерации с включением в ее состав
представителей судебных и таможенных органов Российской Федерации, СК России,
МВД России, ФСБ России, Минюста России, ФСКН России, а также необходимостью
создания единого координационного центра, осуществляющего аналитическую и
методологическую работу. [4]
Одновременно с этим, считаем необходимым отметить, что необходимо более
тщательное изучение опыта и практики таких зарубежных государств, как Австрия,
Германия, Италия, США, Франция при осуществлении государственной защиты
свидетелей – конфидентов, с тем, чтобы на основе имеющегося опыта создать
оптимальные методические рекомендации для сотрудников правоохранительных
органов по применению средств и методов защиты конфидентов-иностранцев и иных
лиц, нуждающихся в государственной защите.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г . № 45-ФЗ «О государственной защите
судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СПС
Консультант Плюс
2. "Модельный закон о государственной защите потерпевших, свидетелей и
других лиц, содействующих уголовному судопроизводству" (Принят в г.
Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением 10-14 на 10-ом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // СПС Консультант Плюс
3. Мищенкова И.А. Защита свидетелей и потерпевших в российском уголовном
судопроизводстве. Дисс. ... канд. юрид. наук: - Краснодар, 2008.
4. Крайнов В.И. Особенности государственной защиты потерпевшего и свидетеля
в уголовном судопроизводстве. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
Комментариев нет:
Отправить комментарий