суббота, 23 июня 2012 г.

СЕКЦИЯ 1 Попова Л. В. Судебная реформа и ее влияние на современные основы принципов единства и централизации прокуратуры Российской Федерации

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПОВ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попова Л. В.
канд. юрид. наук,
заместитель Калининградского транспортного
прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры, 
советник юстиции 
(г. Калининград)

Судебная реформа, проводимая в настоящее время в России самым существенным образом затронула все сферы права и правоохранительной деятельности. Не остались в стороне и органы прокуратуры Российской Федерации.
Анализируя основные этапы реформирования органов прокуратуры, изменение ее полномочий, лишения ее некоторых функций, считаем необходимым отметить следующее.
В самой основе образования органов российской прокуратуры лежит идея о необходимости обеспечения задачи единства понимания и применения законов по всей стране. Законность должна быть единой, потому что в системе организационных связей структуры государства законы выполняют роль так называемых «кровеносных сосудов». Их основная функция состоит в регулировании общественных отношений, сохранении при этом организационного единства государства и обеспечении баланса интересов государства и личности. «Законодательное закрепление принципов определят их правовую основу, и подчёркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником» [1].
К сожалению, в последнее время на законодательном уровне все чаще и чаще предпринимаются попытки сужения функций прокуратуры. Зачастую принимаемые поправки в действующее законодательство не всегда достаточно просчитаны, не обсуждены с практическими работниками. Как справедливо отметила Т. Оксюк, «Поступательное движение судебно-правовой реформы России, дальнейшее развитие уголовно-процессуального законодательства настоятельно требуют не только совершенствования существующих средств и процедур прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования, соблюдением конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства, но и введения новых современных правовых механизмов».[2]
Принцип единства системы имеет решающее значение для организации органов прокуратуры Российской Федерации и для выполнения стоящих перед ними задач по реализации функций прокурорского надзора и иной предусмотренной законом деятельности.
Органы исполнительной власти государства в лице его должностных лиц, а также граждане, и лица без гражданства, проживающие на территории этого государства, должны быть равны перед законом. Это, прежде всего, означает, что законы едины для всех, у закона нет и не должно быть альтернативы. Поскольку значение закона столь велико, для реализации этой идеи важно не только её провозгласить, но и создать механизм единого соблюдения прав и обязанностей в государстве. Все организационные элементы такого механизма должны быть в единой системе. Поэтому очень важно, чтобы органы прокуратуры РФ были единой организационной системой, которая, в свою очередь, является эффективным гарантом обеспечения единства понимания и применения законов в государстве. Принцип единства системы органов прокуратуры РФ обеспечивается различными способами.
Прежде всего, этот принцип организационного строения органов прокуратуры РФ прямо закреплён в Конституции РФ и в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Так, в соответствии со статьёй 129 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой территориальных, военных и специализированных (транспортных, природоохранных и др.) с их подчинёнием единому центру – Генеральной прокуратуре РФ в лице Генерального прокурора РФ, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации .
Данный принцип выражается «в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, в единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства… Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором» [3].
Особое значение для сохранения единства системы органов прокуратуры РФ имеет требование п. 3 ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре РФ», запрещающей создание и деятельность на территории Российской Федерации иных органов, с функциями, дублирующими функции прокуратуры, но при этом не входящих в единую систему прокуратуры РФ.
Единство системы органов прокуратуры РФ обеспечивается в первую очередь требованием закона о недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц с целью повлиять на принимаемые прокуратурой решения или воспрепятствовать в какой-либо форме их деятельности.
Единство системы органов прокуратуры РФ обеспечивает и исключительная компетенция Генерального прокурора РФ как главы данного ведомства. Под компетенцией в данном случае понимается принадлежащий исключительно Генеральному прокурору РФ комплекс прав, обязанностей и ответственности.
В статье 129 Конституции РФ, указано, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Все прокуроры назначаются приказами Генерального прокурора РФ. Об этом же говорится в ст.ст. 1, 4, 11, 13, 17 Федерального закона «О прокуратуре РФ».
Только Генеральный прокурор РФ имеет право принятия решений б образовании, реорганизации и упразднении органов прокуратуры, определении их статуса и компетенции. В пределах имеющейся штатной численности и фонда оплаты труда Генеральный прокурор РФ устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчинённых органов и учреждений прокуратуры [4].
Генеральный прокурор РФ издаёт обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры РФ [5].
В то же время Генеральный прокурор РФ также несёт и ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом «О прокуратуре РФ». Фактически такие же права, обязанности, ответственность имеют и все нижестоящие прокуроры, однако, в объёме и пределах возглавляемых ими органов прокуратуры. Такое распределение компетенции позволяет сохранять и укреплять единство всей системы органов прокуратуры Российской Федерации.
Не менее важными обстоятельствами, позволяющими эффективно реализовать организационный принцип единства системы органов прокуратуры РФ, являются единые для всех должностных лиц, подразделений и органов прокуратуры цели, задачи, направления деятельности и полномочия. В соответствии с ними органы прокуратуры любого звена обязаны обеспечить единство понимания и применения федеральных законов на территории Российской Федерации. Их задачами являются выявление нарушений законов, реагирование на эти нарушения и восстановление нарушенных установленных законом прав и интересов граждан и государства. В соответствии с этими задачами все органы прокуратуры действуют строго на определённых в статье 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» направлениях деятельности, используя при этом единые полномочия.
Принцип централизации системы органов прокуратуры также является одним из важных принципов, в соответствии с которым все нижестоящие органы и подразделения прокуратуры, а также должностные лица подчиняются вышестоящим органам, подразделениям и должностным лицам органов прокуратуры, а все прокуроры подчиняются – Генеральному прокурору Российской Федерации, возглавляющему всю систему органов прокуратуры. Таким образом, назначение и подчинённость прокуроров происходит только по вертикали.
Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на всей территории нашего государства. Именно рассматриваемый принцип обеспечивает единство прокурорской практики, которая направляется, согласовывается и координируется Генеральной прокуратурой РФ.
Принцип централизации служит и обеспечению единства законности и единству прокурорского надзора, обеспечивает удобство и простоту управления всеми составляющими систему органов прокуратуры элементами, а также оперативность в реализации задач организации и деятельности органов прокуратуры РФ.
Анализируемый принцип законодательно закреплён в ст. 129 Конституции РФ  и в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», а также реально обеспечивается закреплённой в законе системой норм, предусматривающих права, обязанности и ответственность прокуроров.
Принципы единства и централизации системы органов прокуратуры очень тесно связаны друг с другом и не могут быть реализованы индивидуально. При этом принцип централизации в большей мере относится к организационным вопросам построения структуры управления в органах прокуратуры, а принцип единства – к вопросам деятельности.
Вместе с тем следует отметить, что усиление централизации влечёт свёртывание инициативы подчинённых, что может отрицательно сказываться на результативности их деятельности. С другой стороны, в практике организации управления органами прокуратуры принцип централизации постоянно подвергается проверке на прочность. В этом смысле необходимо учитывать, что составляющие организационную систему элементы имеют различной силы собственную энергию в виде своих целей, задач, ресурсов, и эти обстоятельства, в свою очередь, могут становиться препятствием для реализации принципа централизации.
Многие руководители прокуратур субъектов РФ постоянно изыскивают возможности усилить свою собственную роль в решении организационных вопросов, отнесённых к компетенции Генеральной прокуратуры РФ. Но усиление роли отдельных элементов системы, как известно, способствует децентрализации и в рассматриваемом случае инициирование самостоятельности опасно распадом централизованной системы органов прокуратуры РФ. В связи с эти очень важно найти баланс интересов всех составляющих структуру органов прокуратуры элементов и в то же время сохранить централизованную систему, поскольку только реализация этого принципа позволяет решить задачу единства законности в стране.
Как некоторое посягательство на принцип централизации следует рассматривать положение статьи 13 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в соответствии с которым прокуроры субъектов Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми последними. Это означает, что при принятии решения о назначении на должность прокурора округа, области, края, республики предварительно должен решаться вопрос о согласии с назначением конкретного лица на должность в органах власти субъекта Федерации. Следует признать, что это обстоятельство является серьёзным препятствием для проведения прокурором субъекта Российской Федерации единой правовой политики Генеральной прокуратуры РФ.
В заключение хотелось бы отметить, что отдельно взятый принцип не оказывает никакого регулирующего воздействия на организацию и деятельность органов прокуратуры. О влиянии принципов на построение технологии прокурорского надзора можно говорить только в том случае, если рассматривать каждый принцип во взаимодействии с другими основополагающими началами в рамках всей системы.

Список литературы:
1. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. – 5-е изд., перераб и доп. Под ред. д.ю.н., проф. Винокурова Ю.Е. - М.: Издательство «Экзамен». - 2003. – С. 37.
2. Оксюк Т. Усмотрение прокурора в уголовном процессе // "Законность", 2010, N 3. Цит. по СПС Консультант Плюс
3. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. – 5-е изд., перераб и доп. Под ред. д.ю.н., проф. Винокурова Ю.Е. - М.: Издательство «Экзамен». - 2003. – С. 39.
4. К примеру, на основании приказа Генерального прокурора РФ № 73 от 21 апреля 2008 года «О распространении полномочий Северо-Западной транспортной прокуратуры на территорию Калининградской области и частичном изменении структуры и штатной численности прокуратуры Калининградской области и Северо-Западной транспортной прокуратуры» с 01 июля 2008 года из состава прокуратуры Калининградской области была исключена и передана в состав Северо-Западной транспортной прокуратуры Калининградская транспортная прокуратура. Одновременно с этим была ликвидирована  Балтийская транспортная прокуратура. Помимо этого, на основании данного приказа, в прокуратуре Калининградской области и Северо-Западной транспортной прокуратуре были установлены дополнительные должности и образованы новые структурные подразделения (в частности, отдел Северо-Западной транспортной прокуратуры по надзору за исполнением законов, процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью (с дислокацией в г. Калининграде)). // Архив Калининградской транспортной прокуратуры. Дело «Приказы Генерального прокурора РФ. 2008 год».
5. К примеру, Приказ Генерального прокурора РФ № 137 от 06.09.2007. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // СПС Консультант Плюс; Приказ Генерального прокурора РФ № 341 от 23.10.2009. «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации». // Информационный бюллетень. – Калининград: Прокуратура Калининградской области. 2008. № 10. - С. 99-102.; Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Утверждено Указом Президента РФ № 567 от 18 апреля 1996 года // СПС Консультант плюс; Инструкция «О порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе прокуратуры Российской Федерации». Утверждена приказом Генерального прокурора РФ № 200 от 17.12.2007. // Законность № 4. 2008. С. 46-61.

Комментариев нет:

Отправить комментарий