СУД С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
КАК РЕЗУЛЬТАТ СУДЕБНЫХ РЕФОРМ
Конин В. В.
канд. юрид. наук,
доцент Калининградского филиала
«Международный университет в Москве»,
Адвокатская палата Калининградской области, адвокат
(г. Калининград)
Российское право переживает сейчас
очередную судебную реформу. Распад СССР, возникновение новых государств на
месте бывшего СССР, изменение общественных отношений поставили во главу угла
вопрос о несоответствии существующей правовой системы требованиям времени.
Судебная реформа, проводимая в настоящее время, несмотря на трудности в ее
осуществлении, была просто необходима. Страшные ошибки, допущенные судом при рассмотрении уголовных дел, когда
суд по своей сути являлся не беспристрастным арбитром в споре сторон, а
выступал в качестве одного из правоохранительных органов,[1] позволили
поставить вопрос о возрождении суда с участием присяжных заседателей. В связи с
этим, считаем необходимым вкратце остановиться на истории суда присяжных,
введенного в России Судебной реформой 1864 года, изменявшей уголовное
судопроизводство в России.
Полагаем необходимым отметить, что
суд с участием присяжных заседателей в России всегда появлялся в результате
либеральных реформ, в результате демократизации общества. И как показывает
история, каждый раз этот институт подвергается нападкам, ему предрекался скорый
крах.
Предпосылками судебной реформы 1864
года выступала возникшая неудовлетворенность состоянием правосудия,
несоответствия его современному развитию общества. Судебная система Российской
империи по своей сути осталась далеко в прошлом, и не стремилась к дальнейшему
развитию. В судах дела рассматривались десятилетиями, скудность содержания
судебного персонала породило коррупцию. В законодательстве царил хаос. Г.А.
Джаншиев в своей работе «Основы судебной реформы» подробно описывает случаи
судебного, в том числе и на самом высшем уровне, произвола.[2]
И в этой ситуации единственным
средством коренного изменения ситуации явилась судебная реформа. В противовес
судебному произволу старого суда авторами судебной реформы был введен суд
присяжных заседателей.
Суд присяжных заседателей появился в
России в результате судебной реформы 1864 года, которая была задумана и
началась в период царствования Александра II. При
вступлении на престол, в манифесте от 19 марта 1857 года он провозгласил свое
желание следующими словами: «… правда и милость царствуют в судах». В указе
Правительствующему Сенату от 20 ноября 1864 года говорилось о намерении
«возродить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных…
возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность».
При этом авторы судебной реформы
опиралась не только на исторический опыт России, но и учитывали законодательный
опыт других европейских государств, где существовал суд с участием присяжных
заседателей. Полагаем необходимым заметить, что впервые в континентальной
Европе суд присяжных в форме 12 + 1 был введен во Франции в 1791 году, как
часть реформ буржуазной революции, и просуществовал в неизменном виде до 1941
года, когда профессиональные судьи получили доступ в совещательную комнату
присяжных заседателей, и стали выносить совместное решение. Сам термин
«присяжные заседатели» в российском уголовном законодательстве, а также в
научных трудах, обозначал представителей народа, отбираемых из разных слоев
общества для осуществления правосудия, с тем, чтобы выслушав все доводы как
стороны обвинения, так и стороны защиты, решить вопрос о доказанности либо не
доказанности вины подсудимого.
Несмотря на критику, и последующие
изменения в законе, суд присяжных действовал достаточно длительное время, и
доказал свою жизнеспособность и необходимость.
Изменение политического строя в
России внесло существенные изменения и в право. Декретами СНК от 24 ноября 1917
года, от 07 марта 1918 года, от 30 июня 1918 года, существовавший ранее порядок
уголовного судопроизводства был упразднен, и суд с участием присяжных
заседателей прекратил свое существование. Под прикрытием громких лозунгов,
народ фактически был отстранен от участия в управлении государством посредством
осуществления правосудия.
Полагаем необходимым
отметить, что первые послереволюционные годы отмечались достаточной
многочисленностью и разнородностью действовавших судебных органов. Так, по
различным делам действовали следующие судебные органы: народный суд в составе
постоянного народного судьи, народный суд в составе постоянного народного судьи
и двух очередных народных заседателей, народный суд в составе постоянного
народного судьи и шести очередных народных заседателей, камера народного судьи
при ЧК, дежурная камера народного суда, особые сессии народного суда,
действовавшие под председательством члена президиума совета народных судей или
уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей для рассмотрения
наиболее важных дел, подсудных народному суду, губернские Советы народных судей
(кассационная инстанция для рассмотрения жалоб на приговоры и решения народного
суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда, губернские трибуналы,
военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, единый Верховный трибунал при
ВЦИК, Высший судебный контроль при Наркомате юстиции. Это дополнялось большим
количеством нормативных актов, не всегда согласующихся друг с другом, а нередко
и противоречащих друг другу.[3]
Все это привело к осознанию
необходимости изменений в судебной системе РСФСР, и в результате было принято
«Положение о судоустройстве РСФСР» от 31 октября 1922 г ., которое по своей
сути можно поставить в один ряд с Судебной реформой 1864 года.
При этом, необходимо отметить, что
ломая установленный Уставом уголовного судопроизводства порядок, революционный
законодатель все же постарался в какой-то мере сохранить институт, схожий с
ранее действовавшим судом с участием присяжных заседателей. Так, принятый 30
ноября 1918 года Декрет ВЦИК «О народном суде Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики (положение)» в статье 1 устанавливал, что в
пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
учреждается единый Народный Суд в составе одного постоянного Народного Судьи и
двух или шести очередных Судей Народных Заседателей. Статья 7 устанавливала,
что «Народный Суд действует в составе постоянного Народного Судьи и шести
очередных Народных Заседателей при рассмотрении уголовных дел: о
посягательствах на человеческую жизнь, причинении тяжелых ран или увечья,
изнасиловании, разбое, подделке денежных знаков и документов, взяточничестве и
спекуляции монопольными и нормированными продуктами потребления».
Декрет ВЦИК от 21 октября 1920 года,
вводя в действие «Положение о народном
суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» вновь
подтвердил положение о шести народных заседателях
Принятый в 1922 году УПК РСФСР,
закрепил положение о шести народных заседателях, установив в части 2 статьи 26
следующее: «Преступления, предусмотренные ст.ст.142-150, 160-162, 166-171, 183
и 197 Угол.кодекса, рассматриваются исключительно в составе народного судьи и
шести народных заседателей». Слово «исключительно» в тексте закона
свидетельствовало о том, такая форма судопроизводства являлась обязательной,
вне зависимости от желания подсудимого.
Тем самым, законодатель предпринял
попытку сохранить, хотя и в усеченном виде, дух и традиции суда с участием
присяжных заседателей, который гарантировал повышенную защиту личности перед
действовавшими в то время многочисленными судебными органами.
Однако УПК РСФСР 1923 года уже не
предусматривал рассмотрение уголовных дел в расширенной коллегии народных
заседателей при рассмотрении некоторых преступлений. Можно предположить, что в
условиях, когда права личности практически ничего не значили, и все решала
«революционная целесообразность» и «классовое происхождение», а решения судов
не должны были противоречить «революцiонной совести и революцiонному
правосознанiю»,[4] расширенная коллегия народных заседателей не всегда
принимала решения, на которые рассчитывала власть. Все это привело к тому, что
в результате пересмотра уголовно-процессуального закона, расширенная коллегия
народных заседателей перестала существовать. И это притом что, в своей основе
новый УПК РСФСР 1923 года практически дословно повторил УПК РСФСР 1922 года, за
некоторыми, достаточно незначительными исключениями. В результате, власть
получила послушный суд, в деятельности которого исключалась любая
непредсказуемость при вынесении решения. О подлинной независимости суда речь
уже не шла.
Следующая судебная реформа,
изменившая не только суть, но и психологию правосудия, начала осуществляться в
начале 1990-х годов.
Концепция судебной реформы,
утвержденная Верховным Советом Российской Федерации 21 октября 1991 года и
составляющая основу реформы системы отправления правосудия в России, предложила
в качестве одного из ключевых аспектов реформы введение суда присяжных.
Там, где стабильность важнее правды
и законность уместнее справедливости, достаточно судей-профессионалов. Но если
применение закона окажется большей жестокостью, чем содеянное преступление,
если подсудимый верит в собственную невиновность, если общество не может,
самоустранившись, доверить решение государству – тут поле деятельности
присяжных.[5]
Закон РФ от 16 июля 1993 г ., который учредил суд
присяжных первоначально на территории девяти субъектов РФ, изменил форму и
содержание уголовного судопроизводства.[6] Впервые законодатель официально ввел
в Уголовно-процессуальный кодекс следующие важные принципы: состязательность
(ст. 429 УПК РСФСР), презумпцию невиновности (ст. 451 УПК РСФСР), право не
свидетельствовать против себя (ст. 451 УПК РСФСР), исключение доказательств,
полученных с нарушением закона, и признанных недопустимыми (ст.ст. 433, 435 УПК
РСФСР).
С 1 ноября 1993 года приступили к рассмотрению уголовных дел по первой
инстанции с участием коллегии присяжных заседателей Ставропольский краевой суд,
Ивановский, Московский, Рязанский и Саратовский областные суды, с 1 января 1994
года - Алтайский и Краснодарский краевые суды, Ростовский и Ульяновский
областные суды. Конституцией Российской Федерации предусмотрено введение
судопроизводства с участием присяжных заседателей и в остальных регионах
России.
В 2003 году суды с участием коллегии присяжных заседателей начали
функционировать почти на всей территории Российской Федерации. Однако удельный
вес уголовных дел, рассматриваемых с участием присяжных, остается незначительным.
Возрождение в России суда с участием
присяжных заседателей, на наш взгляд, явилось одним из революционных прорывов в
осуществлении судебной реформы, призванной в более полной мере обеспечить право гражданина на
справедливое правосудие, так и на право граждан участвовать в отправлении
правосудия, что предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.
На наш взгляд, суд с участием
присяжных заседателей необходимо рассматривать как один из институтов
гражданского общества, позволяющий в определенной мере установить контроль над
осуществлением судебной власти, в частности при принятии решения
профессиональным судьей в уголовном судопроизводстве.
С того момента, как начал
действовать суд с участием присяжных заседателей, прошло девятнадцать лет. Время показало, что
прогнозы авторов, предрекавших суду с участием присяжных заседателей скорый
крах, не оправдались. Суд присяжных, изначально введенный в девяти субъектах
Российской Федерации, прочно стал на ноги, и из эксперимента превратился в
реальность. Полагаем, что время все расставит по своим местам, и суд с участием
присяжных заседателей вновь докажет свою жизнеспособность и необходимость.
Список литературы:
1. Китаев Н.Н. Неправосудные
приговоры к смертной казни: Системный анализ допущенных ошибок. СПб. Изд-во
«Юридический центр Пресс». 2004.
2. Джаншиев Г.А. Основы судебной
реформы.: Сборник статей. М.; «Статут». РАП, 2004. С. 38-45.
3. Об этом также: А. Смыкалин.
Судебная реформа 1922 года // Российская юстиция. 2002. № 4. Цит. по СПС
Консультант Плюс
4. Пункт 5 Декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 года
«О суде» // СПС КонсультантПлюс
5. Концепция судебной реформы в
Российской Федерации. Издательство Республика. Москва, 1992. Стр. 80-81.
6. Закон
Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О
судоустройстве РСФСР, Уголовно-процессульный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс
РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // СПС Консультант
Плюс
Комментариев нет:
Отправить комментарий