суббота, 23 июня 2012 г.

СЕКЦИЯ 1 Панькина И.Ю. К вопросу о моделях ювенального правосудия

К ВОПРОСУ О МОДЕЛЯХ ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ
Панькина И. Ю.
канд. юрид. наук, доцент,
доцент кафедры уголовного процесса,
криминалистики и правовой информатики
Балтийского Федерального университета им. И. Канта
(г. Калининград)

Проблема преступности несовершеннолетних носит транснациональных характер. Так, за последние 5 лет в европейских странах число преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло от 40 до 70% [1]. В Российской Федерации в 2008 г. с участием несовершеннолетних совершены 131965 преступлений, в 2009 г. – 107890, в 2010 г. – 85452 [2]. В Калининградской области, в частности, в 2010 г. было зарегистрировано 483 преступления (40,3% от общего количества), совершенных несовершеннолетними, из них 71,2 % составляют учащиеся общеобразовательных учреждений [3].
Оценивая значимость Конвенции о правах ребенка и роль государства в реализации ее положений, можно констатировать, что с момента ратификации наметился в Российской Федерации поворот национального самосознания к проблемам ребенка и началась формироваться иная государственная политика в области защиты детства [4].  9 июня 2009 года Президентом Российской Федерации дано поручение № Пр-1470  Правительству Российской Федерации по созданию  ювенальных судов. В поручении  отмечено, что введение специализированного правосудия по делам несовершеннолетних отвечает не только национальным интересам Российской Федерации, но и необходимо для исполнения международно-правовых обязательств, в частности Конвенции ООН о правах ребенка. Несмотря на то, что дискуссии по введению в России ювенальной юстиции ведутся уже продолжительное время, бесспорно то, что существующие нормы закона и условия, в которых рассматриваются дела несовершеннолетних, не способствуют выполнению тех задач, которые стоят перед государством в отношении подростков.
Признавая необходимость образования ювенальных судов на настоящем этапе, необходимо определить, создавать ли отдельную систему судов по делам несовершеннолетних либо образовывать в действующих судах специальные составы. Не затрагивая в настоящей статье экспериментальную модель ювенального суда Ростовской области, мы считаем, что специализация судей на несовершеннолетних подсудимых имеет ряд проблем, не разрешив которые вряд ли возможно достичь цели. Прежде всего, проблема в невозможности в полной мере ввести специализацию судей в составе действующих судов. Специализирующиеся по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних судьи многосоставных районных судов, не освобожденные от рассмотрения иных дел, основное время уделяют рассмотрению дел категории не относящихся к несовершеннолетним лицам. Анализ практики показал, что ювенальные судьи среди общего количества рассматриваемых дел разрешают уголовные дела в отношении несовершеннолетних около 20 % . Таким образом, 4/5  своего времени ювенальные судьи таковыми не являются.
В настоящее время отсутствие в судах специально закрепленных  судей приводит к тому, что до сих пор имеются факты нарушения норм права,  регламентирующих особенности  процесса по делам  несовершеннолетних.  Чаще всего это проявляется в предмете доказывания, когда без тщательного выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего и обстоятельств, негативно повлиявших на его воспитание, невозможно сделать правильный вывод о непосредственных причинах, приведших его к совершению преступления. Выяснение этих обстоятельств необходимо для правильного решения вопроса о мерах, которые целесообразно применить  для исправления несовершеннолетнего.
Так, определением судебной коллегии по уголовным делам Калининградского областного суда от 30 июня 2009 года отменен приговор Светлогорского городского суда Калининградской области от 7 апреля 2009 года в отношении Х.09.04.1991 года рождения.
Х. ранее судимый по ст.158 ч.2 п. «в» УК РФ к 1 году лишения свободы условно, осужден по ст.ст.161 ч.2 п. «а, в, г», 158 ч.2 п. «в», 325 ч.2, 69 ч.3, ст.73 УК к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год и со штрафом 1000 рублей.
Как следует из приговора, суд, признав виновным Х. в совершении трех преступлений, пришел к выводу о нецелесообразности изоляции несовершеннолетнего от общества и применил к нему на основании ч.6-2 ст.88 УК РФ повторное условное осуждение. Суд принял во внимание  условия жизни и воспитания Х.,  желание матери осуществлять контроль за его поведением.        
Отменяя приговор, судебная коллегия указала, что суд признал достаточным наличие совокупности обстоятельств, относящихся лишь к данным, характеризующим условия проживания несовершеннолетнего в семье. Этим суд обосновал возможность отбывания наказания без изоляции от общества. Однако, в нарушение ст. 60 УК РФ суд не привел в приговоре убедительных мотивов, обосновывающих выводы о необходимости  условной меры наказания. Суд не дал надлежащей оценки характеру и степени общественной опасности совершенных преступлений, корыстной направленности, их количеству и систематичности, роли осужденного в содеянном, поведению в период следствия, характеризующим материалам, то есть тем обстоятельствам, которые свидетельствовали бы о небольшой общественной опасности личности виновного, его желании загладить причиненный вред, уменьшить тяжесть содеянного либо устранить наступившие последствия. 
Кроме того, назначая наказание с учетом положений  ч.6-2 ст.88 УК РФ и вновь приняв решение об условном лишении свободы, суд в обязательном порядке должен был возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч.5 ст.73 УК РФ. Данное требование уголовного закона выполнено не было [5].
Нам представляется более рациональным решение о создании отдельной системы судов по делам несовершеннолетних. Однако роль судьи в данной модели ювенального правосудия, мы видим, значительно шире существующего принципа «отправления правосудия» (ст. 118 Конституции РФ; ст. 8 УПК РФ). Можно предположить, что в России, где исторический опыт ювенальной юстиции оказался прерванным, формирующаяся сегодня модель неизбежно будет подвержена влиянию сложившихся международных практик отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Инерция устоявшихся обыкновений в судах, а также давление существующих законодательных схем будут одним из главных факторов снижающих эффективность усилий по воплощению новых принципов ювенального института. К ним, например, возможно отнести защиту прав детей, подростков, молодежи; социализацию ребенка-правонарушителя; профилактику правонарушений среди несовершеннолетних лиц.
Современная уголовная и уголовно-исполнительная политика РФ исходит из необходимости гуманизации наказания. Абсолютно понятно, что в настоящее время ювенальное правосудие должно рассматривать ребенка не как объект для репрессии, а как субъект реабилитации. Однако видение сущности ювенальной юстиции на государственном уровне, а также возможных проблем на пути внедрения ее элементов, значительно отличается от позиций практикующих юристов. Так, по данным судебного департамента в Калининградской области к реальному лишению свободы в 2009 году осуждено 51 лицо, что составило 23,1% от числа осужденных несовершеннолетних (АППГ – 87 лиц, или 24,5%), в 2010 году – 15,5 % подростков, а в 2011 году – 12,3 %. Мировыми судьями Калининградской области в 2011 году к лишению свободы осуждены 10,6 % несовершеннолетних лиц. Изучение подобных ситуаций по всей стране, как отмечено в науке [6], имеет большое значение для реализации ювенальной юстиции в России, т.к. позволяет спрогнозировать возможные конфликтные ситуации и оценить эффективность государственной политики в данной области.
Постановлением Президиума Совета Судей Российской Федерации от 6 августа 2009 года №185 «О ювенальной юстиции в системе правосудия Российской Федерации», определена система принципов ювенальной юстиции. Одним из них явилась необходимость обеспечения защиты общества от противоправного поведения молодежи и ответственности правонарушителей. Эти акценты определенно контрастируют с прежней философией, согласно которой несовершеннолетний правонарушитель рассматривался исключительно как ребенок, ставший жертвой неправильных жизненных установок и заблуждений, ребенок, нуждающийся в помощи, поощрении и содействии. В противоположность данному пониманию, например, новозеландская модель ювенального суда исходит от ответственности малолетнего правонарушителя за свое поведение, «чтобы все его нужды находили признание, и он имел возможность в будущем развиваться как ответственный, приносящий пользу себе и обществу, человек» [7]. Аналогично в Канаде, Закон о молодых правонарушителях [8] включает положение о том, что подростки ни в коем случае не должны быть приравнены к взрослым. Однако несовершеннолетний правонарушитель должен нести ответственность за свой проступок перед обществом, которое дает ему шанс реабилитироваться. «У нас не бывает такого, как, например, во Франции, когда подросткам, сообщившим по телефону в пожарную инспекцию о ложном пожаре, в суде назначали наказание в течение трех недель чистить обувь пожарникам. Или двух братьев, сломавших дверь соседям, обязали отремонтировать ее вместе с отцом» [9].  Реализация данных положений, на наш взгляд, не может рассматриваться как карательный подход, т.к. ответственность правонарушителя рассматривается как возникшее в результате преступления обязательство по заглаживанию причиненного вреда, а не наказание. Кроме того, существует американская модель ювенальной юстиции, в которой главной фигурой является судья. Его неформальный контакт с несовершеннолетним стал стержневой частью процедуры, поскольку ребенок должен был осознано включиться в реабилитационные программы. В противовес такой форме является немецкая форма «принудительного примирения» несовершеннолетнего подсудимого с потерпевшим.
На наш взгляд, более эффективно действует система ювенальной юстиции в Польше, в которой кроме судебных органов в систему ювенальных судов входят специализированные субъекты – кураторы и семейные суды. В настоящее время в Польше Ассоциация кураторов насчитывает 3600 членов, из них 1600 работают в семейных судах. Куратор осуществляет координационную связь между различными структурами – школой, семьей, социальной службой, полицией, медицинским учреждением. В должностные обязанности кураторов входит составление отчета о личности подростка и ситуации в семье по поручению судьи. В 90 % случаев судья следует рекомендациям куратора. Иногда куратор осуществляет такой вид контроля на стадии расследования уголовного дела. Применительно к России роль куратора мог бы выполнять медиатор (посредник), но при условии законодательной регламентации функций медиатора в уголовном судопроизводстве.  
Анализ базовых характеристик уголовной и ювенальной юстиции, проведенный Л.М. Карнозовой [10], позволяет сделать вывод об изменении сущности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних подсудимых. Лишая его формализма и строгой регламентированной формы, ювенальное судопроизводство приобретает социальное направление. Хотя и кардинальное изменение отправления правосудия в отношении несовершеннолетних недопустимо, т.к. существует нарушение закона.  

[1] Воронова Е.А.  Васильева С.А. Социальная ситуация в современном обществе и проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей / СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2009. С. 160.
[2] URL: http: //www.mvd.ru/files/R1938kHvs6UmoMA.pdf (дата обращения: 06.04.2012).
[3] Доклад о соблюдении прав и законных интересов детей в Калининградской области и деятельности уполномоченного при губернаторе Калининградской области по правам ребенка в 2010 году. Калининград, 2011. С. 256.
[4] Там же. С. 3.
[5] Обобщение судебной практики по уголовным делам в отношении несовершеннолетних за 2009-2011 гг. //http://www.kaliningrad-court.ru/kos/practic/criminal/common/index.php
[6]Лихтенштейн А.В. Ювенальное правосудие: политика и практика/ //http://www.juvenilejustice.ru/documents/doc3/ss/us
[7] http://psi2006.3bb.ru/viewtopic.php?id=105
[8] http://juvenjust.org/txt/index.php/t377.html
[9]Трунов И.Л., Айвар Л.К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 12.
[10] Карнозова Л.М. К модели восстановительной ювенальной юстиции //Альманах Неволя. 2005. № 4. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий