суббота, 23 июня 2012 г.

СЕКЦИЯ 1 Бабкина Н. Н. Концепция развития мировой юстиции в Иркутской области (на примере г. Усть-Илимска)

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. УСТЬ-ИЛИМСКА)

  Бабкина Н. И.
мировой судья судебного участка № 101
по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району
Иркутской области
(г. Усть-Илимск)


Мировой суд во многих государствах является начальным звеном судебной системы, судом первой инстанции. Мировой суд впервые появился в Англии в XIV веке. В Российской Империи институт мировых судьей был образован в 1864 году, в ходе  судебной  реформы, проводимой Александром II,  но уже в 1889 году он был упразднён.
Институт мировых судей в послереволюционной России официально упоминается в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от  24 октября 1991 года[1]. Присвоение судьям названия мировых, вероятнее всего, было целью показать историческую преемственность и одновременно повысить доверие граждан  к новому звену судебной системы.  Первоначально предполагалось, что мировые судьи будут подразделены на две категории — участковые (территориальные) и специализированные (следственные, пенитенциарные и другие), первые из которых станут разрешать уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, вторые – осуществлять контрольные функции там, где под угрозу ставятся свободы и права человека.  При этом также  предполагалось, что производство по уголовным делам в мировых судах будет упрощённым. Судья, получив жалобу гражданина или офици­альное сообщение органа дознания об уголовном про­ступке, должен был решить вопрос о подлежащих ис­требованию материалах,   вызове необходимых свидетелей и о вре­мени,  месте судебного заседания. После чего, отдав необходимые подготовительные распоряжения, он приступал к слушанию дела. После открытия в назначенное время судебного заседания и объявления того, какое дело подлежит разбирательству, судья должен кратко сформулировать содержащееся в жалобе (сообщении) обвинение. В случае, если подсудимый признает себя винов­ным, мировой судья, после краткого обзора доказа­тельств,  постановляет приговор. В том же случае,  если подсудимый  будет отрицать свою вину, судья должен  исследовать доказательства. После выступления сторон, судья выносит приговор в виде краткой резолюции,  с приведением его мотивов в протоколе. Лишь в случае, если в установленный срок сторона заявит о намере­нии подать апелляционную жалобу, текст приговора следовало излагать в виде отдельного документа. В случае неясности каких-либо обстоятельств, судья мог передать дело в органы МВД для производ­ства предварительного расследования.
Однако впоследствии предлагаемое «деление» мировых судей и упрощенный порядок судебного  разбирательства ими дел, законодательно не были закреплены. 
В дальнейшем,  ввиду значительно возросшей нагрузки на районных и городских судей, в середине 90-х годов ХХ столетия возникла острая необходимость  скорейшего введения института мировых судей,  которые бы взяли на себя  часть работы районных и городских судов. В  связи с чем,  Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 года [2] было закреплено:  «Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные уголовные дела в качестве суда первой инстанции». В соответствии с  Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным конституционным законом, 17.12.1998 года был принят закон «О мировых судьях в Российской Федерации»[3]. После чего началось создание судебных участков по всей России. 24.11.1999 года в связи с принятием закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»[4],  в Иркутской области было создано 117 судебных участков. Деление территорий на участки, по мнению автора, было целью приблизить деятельность мировых судей  к населению, тем самым упростить доступ граждан к правосудию.  Предполагалось, что для удобства граждан,  мировые судьи будут размещаться на закрепленной территории в помещениях по месту нахождения судебного участка. Однако, ввиду отсутствия материально-технической базы, в дальнейшем этого не случилось.
Функции определения порядка назначения мировых судей в  регионах законодательно были переданы субъектам   Российской Федерации, в связи с чем  Постановлением Законодательного собрания Иркутской  области  06.04.2000 года был принят закон «О мировых судьях в Иркутской области»[5].
Практическая деятельность мировых судей по осуществлению правосудия в ряде регионов России началась с 2001 года. В Иркутской области они  Законодательным собранием стали назначаться после того, как  26.03.2001 года  был принят закон «Об утверждении схем и границ судебных участков мировых судей»[6].
На долю Судебного департамента в Иркутской области  в этот период лёг колоссальный объем  работ по формированию корпуса мировых судей,  подбору кандидатов на должности судей и представлению их к назначению, формированию аппарата мировых судей, проведению организационных мероприятий  и мероприятий по изысканию финансового обеспечения мировой юстиции в регионе. Первые 56 кандидатов на должности мировых судей  с пятилетним сроком полномочий Законодательным собранием области были назначены 27 июня 2001 года, к концу года судейский корпус мировых судей был сформирован на 68% и состоял из 79 человек[7]. Первые мировые судьи приступили к исполнению своих обязанностей уже летом 2001 года. Всё для них было ново, неизведанно, но все трудности были преодолены, поскольку подбирались профессионалы, имеющие практический опыт правовой работы не менее 5 лет. Судебные участки поначалу испытывали  много трудностей, в том числе связанных с недостатком материально-технического обеспечения, это можно продемонстрировать на примере работы мировых судей г.Усть-Илимска и Усть-Илимского района, к коим, с сентября 2001 года, относится и автор статьи.
 В городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе было утверждено 6 судебных участков. В период с июня по октябрь 2001 года все 6 мировых судей приступили к исполнению обязанностей.  Судебные участки первоначально размещались в здании Усть-Илимского городского суда, расположенного по ул.Декабристов, 3. Им были выделены помещения, согласно  количеству судебных участков, два из которых осуществляли свою деятельность в залах судебных заседаний. Штат  каждого судебного участка состоял из мирового судьи, секретаря участка и секретаря судебного заседания. Первоначально оборудование  судебного участка состояло из  пишущей машинки и двух-трёх столов,  нескольких стульев, выделенных во временное пользование председателем Усть-Илимского городского  суда. Судебные решения судьями изготавливались рукописным способом. При удалении суда в совещательную комнату, секретари вынуждены были ожидать оглашения решения в коридоре суда.  В таких условиях работали год. Лишь в августе 2002 года  судебные участки переехали в деревянное трёхэтажное здание на ул.Кирова, 9. Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей  Иркутской области туда была доставлена мебель  и персональные компьютеры для судей, тем самым условия для нормальной работы участков были созданы.
Мировой судья как лицо, уполномоченное единолично и в пределах своей компетенции и на территории судебного участка осуществлять правосудие,  в соответствие с законом «О статусе судей в Российской Федерации»[8], является судьёй общей юрисдикции и входит в единую судебную систему Российской Федерации.  В соответствии с  упомянутым выше  законом «О мировых судьях в Российской Федерации», процессуальным законодательством РФ, к компетенции мировых судей  первоначально  было отнесено рассмотрение дел различной категории, как то: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствовал спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за ис­ключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установле­нии отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удоче­рении) ребенка; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышаю­щей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления (что на тот период составляло 50 000 руб.); дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел  о восстановлении на работе; дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к ком­петенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях. В связи с тем, что к компетенции мировых судей законом был отнесён столь широкий круг дел различной категории, сложилась ситуация, когда при значительном снижении  нагрузки на судей в районных и городских судах,  мировые судьи, напротив, оказались чрезмерно загруженными.  Такая ситуация продолжалось до 14.02.2005  года, когда Федеральным законом «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»[9],  были внесены изменения, при этом дела, возникающие из трудовых отношений, выведены из-под юрисдикции мировых судей.
В последующем данная норма не единожды претерпевала изменения, при этом нагрузка на мировых судей, по-прежнему, оставалась и  остается высокой. Следует учесть, что в Иркутской области она крайне  не равномерная. Такая ситуация, по мнению автора статьи, существует  по той причине, что  законодатель, при решении вопроса о делении территорий на судебные участки,  исходил из численности населения: от 15 до 23 тысяч человек[10]. Специфика  территории, её площадь и протяжённость, размещение  предприятий, учреждений, иных  юридических лиц, наличие автомобильных дорог  и прочее, при этом не учитывается, тогда как это в значительной мере влияет на количество правонарушений и возникающих споров, что, в свою очередь, определяет количество поступающих на участок дел.  В связи с чем, в целях установления равномерной нагрузки, хотелось бы, чтобы при образовании судебных участков указанные  факторы так же были  учтены.
За одиннадцатилетний срок существования в России мировой юстиции многое изменилось в хорошую сторону. Сегодня правосудие в Иркутской области отправляют 135 мировых судей. Увеличился штат сотрудников аппарата. В настоящее время  в Иркутской области большая часть мировых судей имеет помощников. Техническую работу судебных участков  обеспечивают специалисты по материально-техническому обеспечению, введены штаты архивариусов и специалистов, занимающихся обработкой почтовых отправлений. Судебные  участки, как правило,   размещаются в адаптированных для нормальной работы помещениях, где оборудованы залы судебных заседаний. Участки  оснащены необходимым оборудованием, в том числе нужным количеством персональных компьютеров, копировально-множительной техникой, программным обеспечением судебного производства «АМИРС», выделяется достаточные средства на почтовые расходы.
Мировые судьи систематически повышают квалификацию на совместных семинарах судей в Усть-Илимском городском суде и в Иркутском областном суде, периодически проходят обучение на курсах повышения квалификации, организуемых Восточно-Сибирским филиалом Российской академии правосудия.
Мировая юстиция является «кузницей кадров» для заполнения вакансий в городских, районных и областном судах, так в Усть-Илимском городском суде в настоящее время работают 5 судей, которые ранее являлись мировыми судьями.
 Как следует из отчёта Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области за 2011 год, по данным статистической отчетности мировыми судьями Иркутской области за 2011 год рассмотрено в общей сложности 308233 дел, в том числе: гражданских дел - 211218, административных дел - 87359, уголовных дел - 9656. В среднем нагрузка на 1 мирового судью по оконченным делам за указанный период составила 217,4 дел, которая практически зафиксирована на уровне нагрузки 2010 года. Одним из приоритетных направлений работы департамента в 2011 году определены мероприятия по исполнению поручения Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № Пр-3645 о принятии мер по обеспечению судебных участках мировых судей залами судебных заседаний и подготовке предложений по включению мировых судей в единое информационное пространство судов общей юрисдикции, переводу судебных архивов мировых судей в электронный вид. Объем утвержденных бюджетных ассигнований в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, увеличился на 29,8% (76 989 400,00 рублей).  2011 год стал юбилейным для мировой юстиции Иркутской области. В связи с юбилейной датой мировые судьи за многолетний добросовестный труд и вклад в развитие мировой юстиции области поощрены наградами: Почетной грамотой Законодательного собрания Иркутской области -1;  Почетной грамотой Губернатора Иркутской области- 2;  Благодарностью Губернатора Иркутской области -1;  Почетной грамотой Совета судей Иркутской области -11 /Отчет опубликован на сайте Департамента/[11].
Из общего количества рассмотренных дел в мировом суде Иркутской области, мировыми судьями по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району в 2011 году  рассмотрено 17932 дела, в том числе: гражданских дел - 12764, административных дел - 4593, уголовных дел – 575, при этом средняя нагрузка на 1 мирового судью данного региона  по оконченным делам за указанный период составила  249,05 дела, что существенно превышает среднеобластной показатель.
За минувшее время,  со дня создания, мировая юстиция прошла не простой путь становления.  В настоящее время она состоялась, успешно развивается, обеспечивая доступность и эф­фективную защиту конституционных прав и свобод граждан. Хотя в масштабах истории мировой юстицией пока пройден  короткий путь, но с каждым годом растет доверие граждан к судебной системе, и немаловажную роль в этом играют мировые судьи, поскольку именно это звено в судебной системе наи­более приближено к народу,  к eго заботам и проблемам. В том числе и усилиями мировых судей укрепляются важнейшие принципы нашей жизни - вера в справедливость и вера в неотвратимость наказания для лиц, совершивших правонарушения. В авторитет судебной системы, который за­воеван среди граждан, немаловажный вклад внесён и мировой юстицией.

[1] Постановление Верховного Совета РСФСР от  24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» //Ведомости съезда народных депутатов и ВС РСФСР от 31 октября 1991 г. №44 ст.1435
2 Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»  от  31.12.1996г. //Российская  газета  от 06 января 1997 г.
[3] Федеральный закон от 17.12.1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» //Российская  газета  от 22декабря 1998г. №242
[4] Федеральный закон от 29.12.1999 г. №218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» //Российская  газета  от 06 января 2000г. №4
[5] Закон Иркутской области  от 06.04.2000г. №24-ОЗ «О мировых судьях в Иркутской области» // Ведомости законодательного собрания Иркутской области от 12 апреля 2000г. №39.
[6] Закон Иркутской области  от 26.03.2001г.  №16-ОЗ «Об утверждении схем и границ судебных участков мировых судей»  // Ведомости законодательного собрания Иркутской области от 2 апреля 2001г. №5.
[7] Бюллетень Иркутского областного суда №45/2011 л.д.6-9.
[8] Закон РФ от 26.06.2002 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» //Российская  газета от 29 июля 1992 г.
[9] Федеральный закон  от 14.02.2005 года №2-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»  // Российская  газета от 17 февраля 2005 г. №32.
[10] ст.4 Федерального закона  от 17.12.1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»  // Российская  газета от 22 декабря 1998 г. №242.
[11] irk.msudrf.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий