суббота, 23 июня 2012 г.

СЕКЦИЯ 1 Бородинова Т. Г. О системных свойствах института пересмотра приговоров и его внутренней структуре

О СИСТЕМНЫХ СВОЙСТВАХ ИНСТИТУТА ПЕРЕСМОТРА ПРИГОВОРОВ 
И ЕГО ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЕ
Бородинова Т. Г.
канд. юрид. наук, доцент,
заведующий кафедрой уголовно-процессуального права 
Северо-Кавказского филиала
ФГБОУВПО "Российская академия   правосудия"
 (г. Краснодар)                                                       
При изучении системных свойств  как права в целом, так и его отдельных правовых институтов отправным положением следует признать положение о  том, что оно должно быть не только  внешним выражением требований  современного общества, но и обладать внутренней согласованностью, лишенной собственных противоречий. Одной из  задач юридической науки в области исследования системы права является задача установления закона связи элементов права на всех его структурных уровнях.[1]     
С позиций системного подхода, любое  целостное образование, включающее в себя  несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных  элементов, представляет собой систему. Как правило, система права представляет собой многоуровневый комплекс, состоящий  из существующих и функционирующих на различных уровнях норм права, правовых институтов и отраслей права. В системе права «действуют связи четырех уровней : 1) между элементами нормы права; 2) между нормами , объединенными в правовые институты; 3) между институтами соответствующей отрасли права; 4) между отраслями права»[2].
Полное представление об институте пересмотра приговоров, раскрывающее его содержание, место в системе и способы реализации,  можно получить в результате анализа внутренней структуры  самого института (как элемента права) и внешнего анализа связей института (как элемента в отрасли). Присутствие этих элементов и связей позволяет сделать вывод о существовании в правовой действительности определенного института и обоснованности его выделения в структуре отрасли права.[3] 
В уголовно-процессуальном праве законодательно  определены нормы, регулирующие общие положения производства по уголовным делам (общая часть) и процессуальные нормы, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность в различных стадиях уголовного процесса. Институт пересмотра приговоров  преимущественно рассредоточен, сообразно  уголовно-процессуальному законодательству, в ряде стадий по пересмотру судебных решений, представляемых собой собственно самостоятельные стадии и самостоятельные институты пересмотра судебных актов, а именно, институты апелляционного производства, кассационного, надзорного производства, производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. По отношению к названным институтам производств по пересмотру судебных решений институт  пересмотра приговоров носит составной характер, является сложным. Все институты уголовно-процессуального права, регламентирующие  производство по пересмотру приговоров, в сущности, являются одним из средств реализации конституционного права на судебную защиту, закрепленного в ст.50 Конституции РФ, а именно : «Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом».
Система нормативного закрепления институтов пересмотра в различных видах пересмотра свидетельствует о том, что, с одной стороны,  в совокупности они представляют единое правовое поле деятельности судов по пересмотру приговоров, а с другой, учитывая иерархичность построения институтов пересмотра приговоров, в каждом производстве определяются  специфичные особенности  правового регулирования отдельных видов пересмотра приговоров, заключающихся в конкретном содержании и способах регулирования уголовно-процессуальных отношений между  определенными субъектами по поводу проверки  правосудности приговоров.
Обособленность групп правовых норм, регулирующих однородные уголовно-процессуальные отношения, является свойством целого правового института пересмотра приговоров в уголовном судопроизводстве, так и свойством каждого вида пересмотра приговоров в отдельности.
Изучение и анализ  научных и правовых источников уголовного процесса позволяет выявить несколько подходов к пониманию сущности, места и назначения института пересмотра  приговоров.
Относительно места пересмотра приговоров в системе институтов уголовного судопроизводства в научной литературе  имеются различные мнения. В соответствии с одним подходом, все контрольные стадии, осуществляющие пересмотр  приговоров, представляют собой «системное образование,  объединенное общими целями, главная из которых- выявление и исправление судебных ошибок»[4], существует и противоположная точка зрения в соответствии с которой, «общая задача, объединяющая три проверочных стадии, тем не менее, не позволяет рассматривать их правовую сущность как единый процессуальный институт»[5].
Обращаясь к теме  пересмотра приговоров, многие российские  ученые  рассматривают его, прежде всего,  в качестве  совокупности стадий уголовного судопроизводства, на которых осуществляется пересмотр приговоров (контрольных, надзорных), при этом, анализируя проблемы особенностей различных форм пересмотра приговоров, не расценивают пересмотр приговоров в качестве  единого системного механизма  проверки правосудности приговора[6].  Это, отчасти объясняется факультативным и самостоятельным характером  стадий, на которых может осуществляться  пересмотр приговоров. Виды пересмотра отличаются по задачам и способам, порядку пересмотра, по предмету судебного разбирательства, по видам принимаемых решений. Вместе с тем, следует учитывать, что процесс пересмотра приговоров не обязательно охватит все возможные стадии - это не обязательный цикл, он может прерваться на любой  стадии, в случае, если цели этого производства будут достигнуты.
Строгович М.С., выделяя три  процессуальных порядка  проверки приговоров: кассационный порядок (кассация), порядок судебного надзора (судебный надзор) и в порядке возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам, пересмотр приговоров во всех названных порядках определил  их как различные, самостоятельные институты. Общее в них то, что они представляют собой способы проверки законности  и обоснованности  судебных приговоров. Но это - различные способы, различные порядки.[7]
Теоретическое и практическое значение имеет «внешний» анализ института пересмотра приговоров, позволяющий рассматривать его как самостоятельный элемент в системе уголовного судопроизводства, а также  позволяет определить  границы данного института в системе уголовно-процессуальной отрасли.
Институт пересмотра приговоров относится к числу правовых институтов, поскольку отношения  между субъектами возникают и складываются сугубо  на основе права.
Системный анализ правового регулирования института пересмотра приговоров, как системной единицы уголовно-процессуального права, позволяет утверждать, что он  обладает признаками составного института, поскольку деятельность судов по пересмотру приговоров разграничивается отдельными самостоятельными стадиями уголовного судопроизводства, которые, в свою очередь, могут быть представлены в виде самостоятельных правовых институтов. Таким образом, институт пересмотра приговоров формируется из норм нескольких самостоятельных институтов, а именно апелляционного, кассационного, надзорного производств и производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
Кроме того, нормативную базу института пересмотра приговоров, помимо норм специальных названных институтов, формируют нормы уголовно-процессуального института общего характера, в частности института принципов уголовного судопроизводства,   норм конституционного права и отдельных международно- правовых норм.
В юридической литературе еще  в конце прошлого столетия, справедливо отмечалось, что в проблему процессуальных правовых институтов входит и вопрос об их структуре, при этом вопросам «структуры правовых институтов, в отличие от структуры правовых норм, уделяется в науке значительно меньше внимания»[8]. Тогда же вопрос о структуре уголовно-процессуальных правовых институтов признавался открытым. К, сожалению, и в настоящее время ситуация  особо не изменилась.
Внутренняя структура института пересмотра приговоров определяется конкретными законодательными нормами, закрепляющими его основные свойства как правового явления и непосредственно зависит от содержания регулируемых ими взаимосвязанных сторон уголовно-процессуальной деятельности.
Структура правового института совпадает со структурой предмета правового регулирования, поскольку они напрямую зависят от  взаимосвязанных  отношений, которые подлежат правовому урегулированию.
В структуре института пересмотра приговоров в качестве общераспространенных (общих для всех институтов права)  составных элементов  можно выделить группы норм,  определяющие: 1) предмет; 2) объект, 3) субъекты; 4) факты, события и действия, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений между субъектами.
Помимо  общих для всех институтов права  составных элементов института пересмотра приговоров, можно выделить и его специфические составные элементы: 1) повод и основания возбуждения производства по пересмотру приговоров, 2) критерии обоснованности отмены приговора (основания отмены); 4) пределы  рассмотрения 5) «недопущение поворота к худшему»; а так же регулирующие правила: 6) самого процесса пересмотра приговора, 7) принятия решений субъектами пересмотра.
Каждый  элемент института пересмотра обладает своими признаками, заслуживающими отдельного внимания.
Значение процесса пересмотра приговора складывается из самой значимости  предмета пересмотра – приговора, представляющего собой исключительный аналитически обобщенный акт выражения юридически полного, последовательного учета и логично завершенного состязательно осуществленного уголовного процесса на основе решения его задач и реализации его принципов. В широком  смысле, пересмотр приговоров представляет собой пересмотр процесса принятия первоначального приговора.
Обеспечение права на пересмотр приговора вышестоящим судом, права на законный, обоснованный и справедливый приговор, эффективное восстановление прав граждан, нарушенных вследствие вынесения приговора, основанного на судебной ошибке, являются конечными целями исследуемого института, выступающего одним из способов  судебной  защиты в области уголовного судопроизводства.

[1]  Алексеева Л.Б. Системные свойства уголовно-процессуального закона. – В кн.: Советский  уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. -М.: Изд-во «Наука»,1979. С.99.
[2] Сырых В.М. Теория государства и права : Учебник для вузов.-4-е изд., -М.: ЗАО Юстицинформ,2005.С.236.
[3] См.: Проблемы теории государства и права: Учебник /Под ред. С.С.Алексеева.С.29
[4] См.:  Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы правосудия.-М.:Наука,1979,С.308
[5] Темушкин О.П. Организационно-правовые формы проверки законности и обоснованности приговоров. Автореферат дисс… докт. юрид.наук.-М,1980.С.44-45.
[6] Ривлин Указ.соч.
[7] Строгович  М.С. Указ. соч.  С.28-29.
[8] Курс советского уголовного процесса. Общая часть. -М.: Юридическая литература,1989.С.76.

Комментариев нет:

Отправить комментарий