суббота, 23 июня 2012 г.

СЕКЦИЯ 4 Каримова Т. С. Педагогическое общение в юридической среде: от монолога к взаимопониманию

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ОТ МОНОЛОГА К              ВЗАИМОПОНИМАНИЮ
Каримова Т.С.
 канд. пед. наук, доцент, 
доцент кафедры информационно-правовых дисциплин,
иностранных языков и культуры речи
ФГКОУ ВПО "ВСИ МВД России"
(г. Иркутск)


  Всем хорошо известны слова А. де Сент-Экзюпери о «роскоши человеческого общения», но для педагога это не столько роскошь, сколько необходимое условие его профессиональной деятельности. Преподаватель регулярно вступает в словесный контакт с учениками, коллегами, и поэтому он должен правильно оценивать коммуникативную ситуацию, в которой приходится действовать, свое место в ней. Важно, чтобы в процессе коммуникации педагог умел установить контакт с аудиторией, превратить традиционный учительский монолог в акт общения.  
Тенденции гуманистического обновления общества позволяют поставить вопрос об обогащении коммуникативного потенциала личности обучающего, о его новом наполнении. Поэтому на первый план выдвигается не технико-технологическая сторона общения (коммуникативные упражнения, тренинги), а возможности развития опыта педагогического общения, взаимное духовное развитие и обогащение педагога и ученика.
Наиболее распространенным типом общения, где лучше всего может проявляться равноправие взаимосвязанных субъектов, является диалог.
По мнению М.М. Бахтина, «подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в неё». Сущность любого диалога гуманистична, ибо диалог предполагает уникальность субъектов и их принципиальное равенство, различие и вариативность точек зрения каждого из участников диалога, ориентацию каждого субъекта на восприятие, понимание и активную интерпретацию его точки зрения другими субъектами.
Диалог это наиболее естественный, соответствующий глубинной человеческой сущности стиль общения и взаимодействия, при котором учащиеся забывают об условностях, мешающих им проявлять себя на личностном уровне. Общение-диалог с другим человеком предполагает «способность воспроизводить его внутренний мир в собственном» [1].
Важно, чтобы в процессе коммуникации педагог умел установить контакт с аудиторией, превратить традиционный учительский монолог в акт общения.
«Детали, вопросы, приёмы, задания, монолог - во имя чего весь этот комплекс? Прежде всего - во имя общения», - писал Е. Н. Ильин.
Для понимания коммуникативного акта как акта общения важно учесть двустороннюю направленность вектора, соединяющего адресанта и адресата. В научных работах, «практически все эксплицитные схемы общения сводятся к схеме «говорящий – слушающий», т.е. к схеме однонаправленного, одностороннего коммуникативного акта, который можно рассматривать как элементарный акт общения, но не само общение». В педагогической коммуникации ключевую роль играет именно эффективное взаимопонимание и общение, которое учитель должен уметь спланировать и осуществить. Образ адресата присутствует в идеальной форме на всех этапах формирования будущей речи, начиная с возникновения замысла и формулировки темы и цели. На этапе непосредственной коммуникации (в момент речи) все качества адресанта находят выражение в психологической установке – ориентации говорящего на общение с аудиторией, на убеждение слушателей. Основными компонентами установки являются: твердое знание предмета речи и четкая формулировка ее цели, желание общаться с аудиторией и заинтересовать слушателей излагаемой информацией. В то же время влияние адресанта не является абсолютным. Адресат является полноправным участником коммуникации. Эффективность речевого общения определяется использованием средств, адекватно воспринимаемых и понимаемых обеими сторонами.
Рассмотрим приемы установления контакта, достижения взаимопонимания и организации общения в связи с этапами реализации публичной речи: докоммуникационным, коммуникационным, посткоммуникационным.
Докоммуникационный этап.
1. Работа над композицией речи
При подготовке речи необходимо помнить, что система взглядов каждого человека находится в определенном равновесии, следовательно, любая информация, нарушающая этот баланс, будет отвергаться, поэтому не следует в начале общения противопоставлять себя аудитории. Предпочтительнее представить некоторую проблемную ситуацию, которая вызовет информационный дисбаланс у слушателей. Имеющихся у них знаний будет недостаточно для того, чтобы разрешить проблему, а потому возникнет потребность в дополнительной информации. Такая потребность нейтрализует антипатию к чужим мыслям. Последующее сообщение, если оно направлено на устранение информационного дисбаланса, будет усваиваться наилучшим образом.
Специальные приемы формирования композиции помогают удерживать внимание слушателей и обеспечивают наиболее эффективное понимание. Выделяют три способа построения сообщения: с кульминационным порядком (наиболее важные аргументы содержатся в конце выступления); с антикульминационным порядком (выступление начинается сразу с наиболее веских аргументов); с пирамидальным порядком (наиболее важная информация находится в середине выступления). Выбор способа построения конкретного сообщения зависит от особенностей аудитории. Если слушатели не заинтересованы в предмете сообщения, то эффективнее применить антикульминационный порядок. Наоборот, если аудитория заинтересована в информации, то применяется кульминационный порядок построения сообщения, чтобы ослабление аргументации не разочаровало слушателей.
Важно также провести четкую группировку материала. Еще до начала рассуждения автор должен представить целиком конструкцию речи. Впоследствии важно обращать внимание слушателей на основные этапы, вопросы, пункты речи и на ее протяжении постоянно указывать, в каком месте, на рассмотрении какого пункта вы находитесь. Говорящему важно поддерживать у слушателей представление о своей речи как о композиционном целом.
При подготовке речи требуется также решить вопрос о включении в нее аргументов противной стороны.
В сообщении должны содержаться четко сформулированные выводы, если слушатели после приведенных доказательств не способны сделать это самостоятельно. Интеллектуальная и хорошо подготовленная аудитория может воспринять явно сформулированные выводы как попытку навязывания мнения со стороны говорящего. Педагогу важно ходом своего рассуждения подвести учеников к самостоятельной формулировке выводов. Это становится дополнительным средством включения адресата в процесс интеллектуального и речевого общения.
Для поддержания внимания аудитории, включения в процесс общения применяются также следующие композиционные приемы: анонсирование (в начале и на протяжении речи некая ключевая информация анонсируется, т.е. в слушателях постоянно поддерживается интерес к дальнейшему ходу речи), затягивание изложения (мнимый уход в сторону, при котором адресант прежде чем приступить к изложению ключевой информации, дает другую, существенную для данной речи, но менее яркую, привлекательную), неожиданный перерыв (адресант прерывает изложение в неожиданном месте, если видит, что внимание аудитории недостаточно сконцентрировано).
Под драматизацией понимают превращение монологический речи в диалогическую. Драматизация может быть внешней и внутренней. Внешняя заключается в организации диалога между аудиторией и говорящим в форме вопросов и ответов. Однако часто внешняя драматизация не может быть осуществлена (например, в лекции, в публичном выступлении перед большой аудиторией или по телевидению, радио).
Внутренняя драматизация монологической речи заключается в таком построении, которое предполагает:
а) учет особенностей аудитории при отборе материала и выстраивании композиции речи. Адресант вступает в мысленный диалог со своими будущими слушателями, еще лишь готовя свою речь. Учитель «видит» своих учеников и «говорит» с ними, собирая материал к уроку, составляя его конспект;
б) предвосхищение возможных вопросов аудитории путем разъяснения того, что является непонятным именно для этих слушателей;
в) представление слушателям не готовых выводов, а процесса их поиска, размышления через эффект эмоционального и интеллектуального сопереживания;
г) использование разных словесных формул включения слушателей в диалог: «Как вы, наверное, знаете», «Вы, возможно, спросите», «Вы удивились, услышав эти слова» и т.п., а также языковых средств контакта (личных местоимений (в т.ч. «авторского мы»), глаголов в 1-м и 2-м лице, обращений, модальных слов, вопросов, риторических обращений и вопросов и проч.).
3. Выбор языковых средств во многом определяет эффективность общения. Т.М. Дридзе описывает это явление под названием «эффект смысловых ножниц», который возникает, в частности, при несоответствии используемых в текстах языковых средств «языковым ресурсам», имеющимся в распоряжении адресата, несоответствии содержательно-смысловой структуры текста его воплощению в речи, либо из-за особенностей семиотической организации индивидуального сознания реципиентов, препятствующих адекватному истолкованию текста.
Коммуникационный этап
Начиная общение с аудиторией, нужно помнить, что восприятие оказывается наиболее эффективным, если аудитория принимает активное участие в коммуникации (задаются вопросы, делается попытка решить задачи, которые сформулированы адресантом).
2. Организация восприятия речи и общение
Следует учитывать высокую скорость умственной деятельности, которая оставляет значительную часть внимания при восприятии речи свободной.   Слушатели должны быть включены в мыслительный процесс; не просто пассивно воспринимать информацию, а активно участвовать в ее осмыслении. По этой причине эффективным оказывается так называемое «проблемное» изложение материала.
Важную роль в установлении контакта между адресантом и аудиторией играет разнообразие тональных рисунков, а также эмоциональная насыщенность фразы, возникающая в результате активного отношения говорящего к своей речи. 
Адресант должен учитывать, что во время длительного выступления возможны сбои во внимании, и предвосхитить этот момент, сделать в изложении паузу, которая может быть заполнена примерами, иллюстрирующими основное содержание; либо шуткой, уместной в данной ситуации; либо просто посторонним разговором, который позволяет на короткое время переключить внимание слушателей (последний прием используется с осторожностью, чтобы не утратить основную нить разговора).
Посткоммуникационный этап..
Посткоммуникационный этап важен для оценки состоявшегося общения и организации такого общения в последующем. Адресант подвергает осмыслению замысел, его материальное воплощение в конкретном тексте и реализацию в процессе коммуникации. Оценивается содержательная и композиционная сторона выступления, а также особенности установления контакта, поддержания внимания, общения с аудиторией. Кроме того, важен не только разбор удачных и неудачных приемов и в целом результатов коммуникации, но и психологический аспект, поскольку таким образом снимается накапливающееся напряжение, возможная психологическая неудовлетворенность. Важным показателем эффективности коммуникации является ответная реакция адресата на содержание и форму речи. Эта реакция, в частности, проявляется в вопросах, заданных аудиторией. Их содержание показывает, насколько глубоко и адекватно усвоена предложенная информация, а форма, в которой вопросы предъявляются адресанту, свидетельствует об эмоциональном восприятии речи. Весьма ценную информацию при оценке эффективности коммуникации дает анализ ответов на вопросы и задания, предложенные аудитории. В этом (в передаче информации с целью влияния на поведение другого человека), по сути, и заключается основная цель коммуникативного акта.
Эффективность педагогической коммуникации определяется и таким важным элементом, как организация общения между адресантом и адресатом. Именно состоявшееся общение позволяет сделать вывод о том, что урок, лекция, беседа «удались». В результате ученики будут не просто слушать, а участвовать в активном мыслительном процессе. И речь преподавателя будет не однонаправленным монологом, а создаст предпосылки для подлинного творческого общения партнеров по коммуникации. Чем смелее будет заявлено равенство учителя и ученика с позиций общения, чем изобретательнее и тактичнее организует учитель диалог, тем значительнее может быть результат обучения. Равенство с позиций общения означает скрытое коммуникативное лидерство учителя и раскрепощенную инициативу ученика, ведущего в данный момент «главную партию» в диалоге. Так рождается творческая мысль, оформляется высказывание, обладающие особой силой воздействия.

Использованная литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.
2. Кучинский Г.Н. Психология внутреннего диалога,- Минск: Университетская, 2000.-304 с.
3. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 312.
4. Русецкий В.Ф. Публичная речь учителя: от монолога к общению и взаимопониманию // Русская словесность. - 1999. - № 2. - С. 56-60.

1 комментарий:

  1. Привет, я Мартин Рид, если вы готовы получить ссуду, свяжитесь с г-ном Бенджамином по электронной почте: 247officedept@gmail.com, WhatsApp: +1 989-394-3740 Я отдаю должное его Службе. Они предоставляют мне сумма 2 000 000,00 евро. в течение 5 рабочих дней. Г-н Бенджамин работает с инвесторами группы в чистом кредитовании и долговом финансировании с низкой рентабельностью инвестиций, чтобы оплатить свои счета, купить дом или увеличить свой бизнес. пожалуйста, я советую всем, кто нуждается в ссуде и может быть надежным, надежным и способным вернуть деньги в надлежащее время.

    ОтветитьУдалить