СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИИ СУДЬИ
В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Грицких
Н. В.
канд. соц. наук, доцент,
заведующий кафедрой гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Восточно-Сибирского филиала
ФГБОУВПО «Российская академия правосудия»
заведующий кафедрой гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Восточно-Сибирского филиала
ФГБОУВПО «Российская академия правосудия»
(г. Иркутск)
В настоящее время
создание правового социального государства объявлено одним из приоритетных
направлений развития Российской Федерации. Существенную роль в данном процессе
занимает судебная система и судьи, наделенные полномочиями применять власть от
имени государства. Положительная динамика развития судебной системы в России во
многом зависит от построения четкой и сбалансированной «модели компетенции
судьи», позволяющей выявлять как позитивные, так и негативные свойства
кандидатов в судьи. В современных условиях инновационных преобразований в
судебной системе (2008-2011 гг.), особо значимым является то обстоятельство,
что от степени подготовки, компетенции судей зависит как прямой результат их
работы – качество правосудия и судебных постановлений, решений и приговоров,
так и доверие общества к судебной власти. Это и обусловило необходимость в
проведении комплексных социологических исследований, в результате которых
должны быть выявлены компоненты модели компетенции судьи, выработаны конкретные
рекомендации по их внедрению.
Принятые седьмым
Конгрессом ООН принципы, касающихся независимости судебных органов закрепили
положение о том, что лица, отобранные на судебные должности, должны иметь
высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и
квалификацию в области права [3, с. 257]. Вопрос о важности требования
профессиональной компетенции судьи также поднимается в Рекомендации № R (94) 12
Кабинета Министров Совета Европы. Все решения, касающиеся профессионального
роста судей, должны основываться на объективных критериях и принципе
конкурсного отбора, а служебный рост судей должен зависеть от их личных заслуг
с должным учетом квалификации, моральных качеств и работоспособности [5, c. 2]. В соответствии Бангалорскими
принципами поведения судей от 27 июля 2006 г . компетентность, независимость и
беспристрастность судебных органов имеет большое значение в вопросе защиты прав
человека, поскольку осуществление всех иных прав целиком зависит от надлежащего
отправления правосудия. Компетентность и старательность являются необходимыми
условиями исполнения судьей своих обязанностей [6, с. 11].
О правовой компетенции
судей также говорится и в законодательстве о судоустройстве РФ. Исходя из
особого статуса судей, федеральный законодатель должен предъявлять к ним как
носителям судебной власти особые квалификационные и иные требования, в том
числе по уровню подготовки. Кроме того, Закон о статусе судей в статье 20.1.
устанавливает обязанность судьи поддерживать уровень квалификации, необходимой
для осуществления полномочий судьи [1].
Более того, статья 7
Кодекса судейской этики предусматривает, что судья должен поддерживать свою
квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения
обязанностей по осуществлению правосудия [2].
Чтобы ответить на
вопрос о том, какой должна быть современная модель правовой компетенции судьи,
автором в январе-марте 2011 г .
было проведено комплексное социологическое исследование. Базовыми методами
которого выступили: включенное наблюдение (январь-февраль 2011 г .), интервьюирование
(февраль-март 2011 г .),
фокусированный и экспертный опрос (март 2011 г .). Выборку исследования составили 18
действующих судьей (3 судьи Иркутского областного суда, 2 судьи Свердловского районного
суда г.Иркутска, 3 судьи Октябрьского районного суда г.Иркутска, 3 судьи
Кировского районного суда г.Иркутска, 7 мировых судей), 3 судьи в отставке, 5
членов квалификационной коллегии судей, 23 помощника судей, 38 секретарей
судебного заседания. Результаты исследования наиболее рельефно просматриваются
через призму двух позиций: 1) ключевые компоненты модели компетенции судьи; 2)
характеристика каждого компонента модели компетенции судьи. В процессе
исследования выявлено, что ключевыми компонентами модели компетенции судьи
являются аналитическое мышление (27,6%), уверенность в себе (17,1%) и лидерство
(16,3%) (табл. 1).
Таблица 1
Модель
компетенции судьи
Компоненты
компетенции
|
Ответы
|
%
ответов по столбцу
|
Аналитическое
мышление
|
34
|
27,6
|
Уверенность
в себе
|
21
|
17,1
|
Лидерство
|
20
|
16,3
|
Воздействие
и влияние
|
19
|
15,4
|
Концептуальное
мышление
|
14
|
11,4
|
Принципиальность
|
12
|
9,8
|
Гибкость
|
3
|
2,4
|
ИТОГО
|
123
|
100
|
Всего в рамках
экспертного опроса было предложено 10 вариантов компетенций, но респондентами
не отмечены такие компоненты модели компетенции как: сотрудничество, поиск
информации, межличностное понимание. Следует отметить при этом, что
респондентам было предложено выстроить компоненты компетенции по степени
релевантности и охарактеризовать каждый компонент отдельно и по совокупности с
тем, чтобы выявить взаимовлияние признаков группировки.
Выявлено, что под
аналитическим мышлением (14,2 %) опрашиваемые понимают умение рассматривать
правовую ситуацию путем выделения составных частей и последовательно анализировать
последствия тех или иных действий. При этом 16, 4 % респондентов указали, что
аналитическое мышление - способность к структуризации и систематизации
составных частей проблемы, способность к систематическому сопоставлению
различных факторов или аспектов; способность к рациональной расстановке
приоритетов; способность к определению временных взаимосвязей и
последовательностей, причинно-следственных связей. В целом данный компонент
компетентности судьи был отмечен как базовый, что говорит о том, что принимая,
то или иное решения судья должен отвести достаточное количество времени для
комплексного анализа проблемы, рассмотрев ее с разных сторон, избежав
непродуманных решений.
При характеристике
компонента компетенции «уверенность в себе» респондентами предложены следующие
мнения: вера в свои возможности выполнить судейскую работу, подобрав для этого
наиболее эффективный подход (12,3%); способность сохранять веру в свои силы по
мере усложнения задач (10,7%) и вера в правильность своих решений и постановлений
(6,4%). Данный компонент отвечает за способность судьи брать на себя
исключительно трудные задачи.
В ходе исследования
обнаружилось, что респонденты дифференцируют компоненты модели компетенции
«уверенность в себе» и «лидерство». Так о лидерстве респонденты упомянули как
об использовании формально заданных властных полномочий (12,7%). Судья-лидер
детально разъясняет вынесенное решение, указывает на ограничения и трудности, возникшие
при его вынесении, объем и жесткость наказания, указанного в приговоре или
постановлении.
В контексте
рассматриваемой проблемы опрошенным было предложено оценить согласованность
таких компонентов модели компетенции судьи как «воздействие и влияние». Мы
пришли к выводам о том, что компетенция судьи в обязательном порядке включает в
себя намерение убедить, влиять, оказать воздействие, чтобы добиться согласия
(несогласия) с вынесенным решением (10,8%). Этот элемент модели компетенции
основан на желании оказывать воздействие на других людей в ситуациях, когда
изначально стороны судебного разбирательства имеют противоположные мнения,
желания или намерения.
Проведенное
исследование позволило дифференцировать такие составные части предложенной
модели компетенции судьи как «концептуальное мышление» и «принципиальность».
Концептуальное мышление, с точки зрения респондентов - способность выявлять
закономерности или неочевидные связи между ситуациями и выделять ключевые
моменты в сложных ситуациях (8,9%). При этом 6,7% высказались также,
концептуальное мышление, подразумевает способность к индукции, логическому
мышлению и исследовательской деятельности. Ключевой вопрос концептуального
мышления заключается в том, что чтобы выяснить умеет ли человек взглянуть на событие
и явление по-новому или сложить разные компоненты этого события в одно целое
так, чтобы внезапно прояснился новый смысл (10,9%).
Действия судьи в
соответствии с принципами законности, соразмерности и неотвратимости
правосудия, даже когда это очень трудно – так часть респондентов
охарактеризовали компонент модель компетенции судьи «принципиальность». Судья
должен быть открыт и честен, не боятся высказываться в любых случаях, а также
способен публично признать свою ошибку (8,6%). Гибкость – как способность
адаптироваться и эффективно работать в самых различных ситуациях, с самыми
разными людьми или группами лиц, отметили 2,1% выборочной совокупности. По
мнению опрошенных, гибкость предполагает, что судья понимает и принимает во
внимание различных, в том числе противоположные мнения о деле. Ряд экспертов
(1,7%) гибкостью обозначили адаптацию собственного видения, но в соответствии с
требованиями закона, а также способность инициировать или с готовностью
воспринимать изменения законодательства.
Важно подчеркнуть, что
компоненты компетенции как «принципиальность» и «гибкость» вызвали наибольшую
дискуссию. Часть опрошенных (14,5 %) показали на то обстоятельство, что излишне
принципиальные, или излишне гибкие судья могут самым пагубным образом влиять на
качество судебной деятельности в целом и снижают авторитет судебной системы.
Таким образом, видно,
что модель компетенции судьи должна стать опорой и базовой категорией при
отборе кандидатов в судьи, и продвижение их карьеры. Предложенная модель может
стать составной частью инновационного и личностно-профессионального развития
судьи; необходимым элементом образовательного и самообразовательного процесса
юриста. Как неоднократно подчеркивалось учеными, уровень судейской компетенции
должен быть «высоким», т.е. выше уровня, признаваемого средним в той сфере, где
работает судья. Нельзя не согласиться с Панкратовым В.В., автором Комментария к
Кодексу судейской этики, в том, что «достаточная квалификация судей должна
предполагать уровень подготовки во всяком случае не ниже, чем уровень
подготовки профессиональных представителей участников процесса. Поддержание
своей квалификации на среднем и низком уровне образует в действиях судьи состав
нарушения правила, установленного этой статьей кодекса» [4, с. 23].
По результатам исследования
дана содержательная модель компетенции судьи, которая состоит в семи базовых
компонентов, посредством которых, судья и кандидат в судьи может оптимизировать
свое поведение и добиться наилучшего результата работы. Определен компонентный
состав модели компетенции судьи, однако достижение конечного результата -
высокого уровня сформированной профессиональной компетентности возможно при
развитии всех ее компонентов и при условии их гармоничной взаимосвязи.
Перспективы дальнейших
исследований в данном направлении предполагают междисциплинарный подход ко всем
выработанным положениям и полученным результатам, разработку и апробацию
инструментария для внедрения модели компетенции судьи в практике работы
факультета подготовки специалистов для судебной системы и факультете
переподготовки и повышения квалификации работников судебной системы
Восточно–Сибирского филиала Российской академии правосудия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон
РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г . N 3132-I //
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consltant.ru
2. Кодекса
судейской этики // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru
3. Основные
принципы, касающиеся независимости судебных органов // Резолюция Генеральной
Ассамблеи 40/32 от 29 ноября 1985
г . и 40/146 от 13
декабря 1985 г .
4. Панкратов
В. В. Комментарий к Кодексу судейской этики. М.: Новая юстиция, 2005. 96 c.
5. Рекомендации
№ R (94) 12 Кабинета Министров Совета Европы, принятая Комитетом министров 13
октября 1994 г .
// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru
6. Резолюция
2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи // издание Генеральной Ассамблеи, в продаже
под № R.06.IV.1), глава I, раздел D.2
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить